Cтоматологический тренажер для лечения корневых каналов зубов
Сарамкова Екатерина Александровна
Врач-стоматолог общей практики/хирург/ортопед
Основная идея создания тренажера — это реалистичность препарирования. Работа на тренажере совместно с апекслокатором и эндоинструментом. Возможность интеграции тренажера совместно с персональным компьютером для дистанционного наблюдения за процессом прохождения каналов зубов, используя апекслокатор, эндомотор, натуральный зуб.
Работа с данным тренажером обеспечивает использование высокотехнологичных способов обработки корневых каналов и их пломбирования. Кроме того, отработка навыков препарирования на различной группе зубов с последующим восстановлением анатомической структуры. Возможность отработки различных клинических случаев как на естественных, так и на искусственных зубах, а также монтирования челюстей в фантом человеческой головы, что придает реалистичности работы врача с пациентом.
Благодаря тренажеру созданы условия для отработки новых методик и техник работы с корневыми каналами зубов, и стоматологические компании могут использовать его для тестирования и демонстрации стоматологических материалов и оборудования для лечения корневых каналов зубов.
Эффективность исследования корневых каналов повысится на 70 %, так как к тренажеру будет подключено сопрягающее устройство, которое будет разработано на отечественной элементной базе, что позволит отображать клинические испытания, проводимые на тренажере, дистанционно на экран электронного прибора или компьютера. В будущем, разработка программного обеспечения для электронного прибора, которая будет необходима для передачи данных от апекса корня зуба к ПК, позволит упростить работу с корневыми каналами, уменьшить количество отлома инструмента для эндодонтической обработки зубов на 30% и позволит улучшить усвоение программы обучения среди студентов. В группе из 10 студентов повысится эффективность работы с практической базой на 30 %, соответственно, 3 из 10 человек в группе повысит свой коэффициент трудоспособности.
За основу создания тренажера был взят один из основных способов определения рабочей длины, а именно, электрометрический метод, принцип работы которого основан на выработке периодонтом электрического потенциала, отличного от дентина, что позволяет автоматически определять рабочую длину корневого канала.
Реализация первой части подразумевалась в проектировании и производстве макета человеческой челюсти ( нижней, верхней) в едином комплексе с возможностью использования естественных и искусственных зубов для препарирования.
При этом преследовалась цель: сделать возможным процесс препарирования на стоматологическом тренажере близким к клиническим условиям. Кроме того, возможность использования в ходе работы с тренажером апекслокатора.
Разработку идеи с возможностью использования эндомотора совокупно с апекслокатором, при этом интегрируя апекс локатор , либо эндомотор с персональным компьютером, в последующем визуализируя процесс.
Для этих целей были смоделированы обе челюсти из пластмассы, электроды из электротехнической меди. В процессе производства в обе челюсти были вмонтированы электроды в переднюю и две задних лунки зубов, которые имеют общий электрод снаружи у каждой из челюстей.
Для реалистичности и сходства в челюсти, где нет электродов, были закреплены искусственные зубы. Где есть электроды, зубы закреплены с помощью расплавленного парафина, герметизируя лунку зуба.
Перед тем, как использовать тренажер, в лунку зуба помещается фрагмент губки и наполняется небольшим количеством физ.раствора ( альтернатива-это токопроводящая паста). Затем зуб вставляется и герметизируется парафином.
Апекс локатор подключается одним проводом к наружному электроду соответствующего зуба, второй электрод апекс локатора используется для измерения длины канала. Челюсти закреплены к окрашенному штативу, выполненному из нержавеющей стали, он имеет возможность регулирования раскрытия челюсти и искусственно созданной ротовой полости.
Работа с данным тренажером обеспечивала использование высокотехнологичных способов обработки корневых каналов и их пломбирования. Кроме того, отработка навыков препарирования на различной группе зубов с последующим восстановлением анатомической структуры. Возможность отработки различных клинических случаев как на естественных, так и на искусственных зубах, а также монтирования челюстей в фантом человеческой головы, что придает реалистичности работы врача с пациентом.
Cтоматологический тренажер был подключен к апекслокатору при помощи созданной электрической цепи из двух электродов
(Первый электрод — в 3D модели челюстей, второй — непосредственно в апекслокаторе).
При активной работе системы апекслокатор — 3D модели челюстей, сформирована незамкнутая электрическая цепь.
Достигнув верхушки зуба файлом(инструментом),в котором находился электрод-сформирована замкнутая цепь, выявлена точка падения сопротивления, которая сопровождалась звуковым сигналом.
Технология апробирована и вычислены погрешности. Точность определения рабочей длины канала в пределах 0,5 мм от апикального отверстия составила 75-93,4%.
Погрешность работы апекслокатора соответствовала нормативным стандартам и позволила верно определить длину корневого канала в процессе эндодонтического лечения.
Была разработана идея подключения стоматологического тренажера совокупно с апекслокатором и эндомотором.
Апробация технологий происходила в полном объеме, далее проводилось усовершенствование технической модели в виде стоматологический треанжер-апекслокатор-эндомотор как единой системы.
Научно-техническая часть проекта II года выполнения НИР. Наименование работ: «Разработка и усовершенствование стоматологического тренажера для лечения корневых каналов зубов, апробация технологий.»
За основу создания тренажера был взят один из основных способов определения рабочей длины, а именно, электрометрический метод, принцип работы которого основан на выработке периодонтом электрического потенциала, отличного от дентина, что позволяло автоматически определять рабочую длину корневого канала.
Проведено изучение и разбор возможного применения метода в создании тренажера, который полностью соответствует условиям работы на практике, совместно с апекслокатором.
Работа апекслокатора основана на постоянстве значений электрического сопротивления тканей. Так как твердые ткани зуба обладают более высоким сопротивлением, чем слизистая оболочка полости рта и ткани периодонта, то электрическая цепь между электродами, размещенными на губе и в канале, остается не замкнутой до момента достижения периодонтальной области.
На практике установлено, что использование апекслокатора в работе стоматолога имеет несомненные достоинства: простота и удобство в работе, легкость обучения, возможность работать более уверенно и грамотно, экономить рабочее время.
Наименования работ НИР (1 этап): «Усовершенствование стоматологического тренажера. Запуск единой системы «тренажер — апекс локатор — эндомотор».»
В первой части второго года потребовалось провести исследование с использованием апекслокатора, т.к. они давно применяются в клинической эндодонтии, обеспечивают довольно высокую достоверность, но до сих пор существует множество факторов, влияющих на их точность.
В работе по созданию тренажера был выбран компактный апекслокатор фирмы Dentsply «Propex Pixi» , который позволяет производить измерения как в сухом канале, так и в различных средах.
«Propex Pixi» автоматически определяет начало измерений, проверяет наличие электрического контакта и проходимость канала. Имеется зеленый индикатор «0,5», указывающий на среднее положение файла между констрикцией и апикальным отверстием.
При достижении апекса включается красный индикатор «0.0», а звуковые импульсы переходят в постоянный тон. При выходе инструмента в периодонтальную область – загорается изображение капли крови, раздаются частые короткие звуковые сигналы.
«Апробация технологий. Вычисление погрешностей в работе системы. Создание фантома головы».
Cтоматологический тренажер был подключен к апекслокатору при помощи созданной электрической цепи из двух электродов (Первый электрод-в 3D модели челюстей, второй -непосредственно в апекслокаторе).
При активной работе системы апекслокатор — 3D модели челюстей, сформирована незамкнутая электрическая цепь.
Достигнув верхушки зуба файлом (инструментом), в котором находился электрод -сформирована замкнутая цепь, выявлена точка падения сопротивления, которая сопровождалась звуковым сигналом.
Технология апробирована и вычислены погрешности. Точность определения рабочей длины канала в пределах 0,5 мм от апикального отверстия составила 75-93,4%.
Погрешность работы апекслокатора соответствовала нормативным стандартам, полученным в клиническом исследовании и позволила верно определить длину корневого канала в процессе работы на тренажере.
Проведена интеграция в стоматологический тренажер для лечения корневых каналов зубов прибора «Апекслокатор» и оценка точности измерений рабочей длины корневых каналов апекслокатором «Propex Pixi».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведения научно-исследовательской работы, создан стоматологический тренажер для лечения корневых каналов зубов проведена интеграция прибора «Апекслокатор». Для оценки точности измерений рабочей длины корневых каналов апекслокатором «Propex Pixi», произведена клиническая работа с пациентами, в результате проведено апробация и вычисление погрешностей в работе стоматологического тренажера. Запущена система «Апекслокатор-Стоматологический тренажер».
Проведена работа по получению патента Российской Федерации на полезную модель.
Коммерциализуемость проекта в пределах России, сложно поддается расчёту из-за недоступности информации об общем количестве студентов и врачей, проходящих профессиональное обучение, а также центров повышения стоматологического мастерства. Известно, что подготовкой стоматологов в стране занимается 51 высшее учебное заведение и 8 институтов усовершенствования. На стоматологическом факультете и кафедре стоматологии ФПК и ППС ГОУ ВПО КубГМУ в год проходит обучение 900 человек. При средней стоимости эндодонтических фантомов требующихся каждому проходящему обучение от 900 до 2 рублей и стоимости сменных фантомов зубов от 1500 до 3000 рублей. Ожидаемый коммерческий эффект только в условиях отдельно взятого учебного заведения способен уменьшить затраты более чем 10 раз.
материал MedLinks.ru