Новосильцева С.Ф.
Муромский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИЯ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Аннотация
Статья обосновывает необходимость осуществления государственной программы «доступная среда» и её активное совершенствование через Муниципальный Межведомственный Совет по обеспечению доступной среды жизнедеятельности инвалидов.
Ключевые слова: доступная среда, ограниченнее, интеграция.
Novosil’tseva S.F.
Murom Institute (branch ) of the federal government’s budget educational institution of higher professional education ” Vladimir State University Alexander G. and Nicholas G. Stoletovs”
PSYCHO – PEDAGOGICAL FEATURES INTEGRATION OF PEOPLE WITH DISABILITIES
Abstract
The article proves the need for the state program ” accessible environment ” and its improvement through active Municipal Interdepartmental Council to ensure barrier-free environments disabled .
Keywords: an accessible environment , limited, integration.
Неуклонный рост числа инвалидов в России и в мире в целом представляет собой масштабный социальный процесс и, вероятно, своеобразную плату общества за технократический путь развития цивилизации. В связи с увеличением числа лиц, имеющих ограниченные возможности, перед государством и обществом возникла необходимость оптимизировать их жизнедеятельность. И наиболее важной является проблема создания доступной среды, которая, позволит им наиболее полно принимать участие в общественной, трудовой и культурной жизни общества.
Участие данной категории граждан в активной жизни общества затруднено отсутствием условий обеспечивающих им мобильность. Именно обеспечение мобильности людей с ограниченными возможностями является основной целью создания доступной среды.
Теоретически, сегодня благодаря достижениям инженерной и научной мысли человек с ограниченными возможностями может наравне с другими получить доступ ко всем сферам жизни. Дело состоит лишь в том, чтобы такие достижения стали доступны тем, кто в них нуждается. В этом смысле ситуация в нашей стране на сегодняшний день плачевна. Доступность среды для инвалидов остается очень низкой: по разным оценкам, лишь 5-15% социально-значимых объектов можно назвать беспрепятственно доступными, а часть из них доступна лишь формальна, потребности же инвалидов по зрению и слуху при проектировании новых объектов вообще практически не учитываются.
Данная проблема имеет особенности психолого-педагогического характера. Одной из таких особенностей является общение людей с ограниченными возможностями здоровья. Согласно Т.А. Добровольской, Н.Б. Шабалиной, важность социально-психологического аспекта взаимоотношений инвалидов и общества стала признаваться в России уже в 90-е годы. Как видно из полученных ими ответов, инвалиды стали чаще объяснять свою позицию во взаимоотношениях не социально-экономическими критериями, а психологическим наполнением отношений. Наиболее значимы для них стали социально-психологические проблемы интеграции, вопросы взаимоотношений со здоровыми. Это подтверждено более поздними исследованиями.
Одним из факторов затрудняющим данное общение является отсутствие доступной среды. Кажется, что в эпоху развитых технологий существуют различные средства связи(телефон, интернет) которые позволяют общаться, но как оказывается несмотря на всё это живое общение ничто не может заменить.
Процесс приспособления индивида к окружению и целенаправленного приспособления индивидом элементов этого окружения к удовлетворению собственных потребностей и запросов; осуществляется с помощью знаний и навыков, полученных в ходе социализации (инкультурации) в процессах социального взаимодействия и коммуникации.
У людей с инвалидностью часто из-за социальной депривации (ограничение, лишение активного социального развития) наблюдается недостаточное или искаженное развитие представлений о себе, что ведет к нарушению адаптации.
Жизнь человека не является полноценной, если не реализуется его право на отдых, на предпочтительные формы проведения свободного времени.
Однако для людей с ограниченными возможностями возникает барьер в осуществлении досуговой деятельности. Причины его возникновения можно рассматривать с двух сторон: с одной — это психологические особенности самих людей с инвалидностью (их закомплексованность, стеснительность, боязнь быть смешными, переживание из-за своих физических недостатков, пассивность и инертность в достижении целей); с другой — это препятствия не только архитектурные и физические (паребрики, отсутствие пандусов и др.), но и барьеры воздвигаемые обществом (негативное отношение людей к совместному с инвалидами проведению досуга, низкая материальная обеспеченность инвалидов). Между тем участие в совместной досуговой деятельности является эффективным средством социально-психологической адаптации людей с инвалидностью: способствует раскрепощению, обогащает социальный опыт, повышается самооценка; люди с ограниченными возможностями получают возможность удовлетворить потребность в самовыражении. Все это в конечном итоге улучшает общее психологическое состояние людей с инвалидностью и положительно влияет на интегрированные процессы.
Физкультурно-спортивные мероприятия в какой то степени является дополнением социокультурных, так как выполняет почти все те же функции.
Немаловажное значение имеет обеспечение доступности рабочего места для людей с инвалидностью.
Для желающих трудиться людей с инвалидностью проблема профессиональной занятости является ключевой, поскольку работа приносит доход, повышает уровень жизни, формирует чувство полноценности, принадлежности к коллективу, что в конечном итоге способствует устранению напряжённости в отношениях между инвалидами и здоровой частью населения.
Услуги в области восстановления трудоспособности направлены на обеспечение участия людей с инвалидностью в регулярной общественно полезной деятельности. Восстановление трудоспособности должно происходить в естественных условиях на основе услуг, предоставляемых на уровне государственных служб, муниципальных учреждений и при общинной поддержке.
Социальные программы восстановления трудоспособности людей с инвалидностью должны по возможности привлекать самих инвалидов к планированию и организации деятельности по социальному обслуживанию. Необходимо стремиться к тому, чтобы у людей с ограниченными возможностями был выбор организаций социального обслуживания, предоставляющих широкий спектр услуг, которые люди с инвалидностью и их семьи считают необходимыми для восстановления своего трудового статуса.
Пути обеспечение создания доступной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья содержат определённые трудности, которые заключаются в отсутствие взаимодействия общественных организаций и муниципалитетов. В следствие этого чиновники имеют слабое представление о необходимости решения данной проблемы. Хотя в современном мире всё больше стало уделяться внимание людям с инвалидностью, была ратифицирована конвенция ООН «О правах инвалидов», запущенна государственная программа «Доступная среда», но не смотря на всё это, вопрос доступной среды остаётся открытым если не для всей страны то для большей части регионов точно. И в основном решение данной проблемы заключается в активности самих людей с ограниченными возможностями. Одной из таких форм активности может послужить создание Муниципального Межведомственного Совет по обеспечению доступной среды жизнедеятельности инвалидов который позволит преодолеть разобщенность, фрагментарность социального управления, а также существующую несопряженность в деятельности ведомств управления, поскольку Муниципальному межведомственному Совету отведена роль медиатора в решении проблем доступной среды жизнедеятельности инвалидов.
Литература
- Леонтьева Е. Г. «Доступная среда глазами инвалида» – Екатеринбург, 2001. –64с.
- Ткаченко В.С. Медико-социальные основы независимой жизни инвалидов: Учебное пособие. – М.: «Дашков и К», 2010. – 384с.
- Школьников В.В. «Доступная среда для инвалидов». – М.: РООИ «Перспектива», 2003. – 32с.