20 ноября 2018 года, 09:52
Большинство людей в течение одного-двух лет восстанавливают вес, сброшенный во время диеты. Это происходит, отчасти, из-за адаптации организма – замедляется обмен веществ и сжигается меньше калорий. Тщательное исследование Бостонской детской больницы (Boston Children’s Hospital) и университета Фремингема (Framingham State University) выявило, что снижение употребления углеводов увеличивает количество сжигаемых калорий. Согласно выводам, опубликованным в BMJ, низкоуглеводные диеты могут помочь сохранять нормальный вес после похудения, делая лечение ожирения более эффективным.
Ведущие авторы исследования – Дэвид Людвиг (David Ludwig) и Кара Эббелинг (Cara Ebbeling), содиректора Центра профилактики ожирения в Нью-Балансе Бостонского детского отделения эндокринологии (New Balance Foundation Obesity Prevention Center in Boston Children’s Division of Endocrinology).
«Это самое крупное и продолжительное исследование питания по тестированию «углеводно-инсулиновой модели», которая предлагает мыслить по-новому о лечении ожирения. Согласно этой модели, обработанные углеводы, которые заполонили наши рационы в низкожировую эпоху, повысили уровень инсулина, понуждающий жировые клетки хранить избыточные калории. С меньшим количеством калорий, доступных для остальной части организма, голод усиливается, а метаболизм замедляется – вот рецепт увеличения веса». – рассказывает Дэвид Людвиг.
После тщательного телефонного опроса 1685 потенциальных участников, было зарегистрировано 234 взрослых с избыточным весом (от 18 до 65 лет, ИМТ – 25 и выше), которые в течение 10 недель должны были сбросить вес на 10-14%. Из них 164 достигли цели и приняли участие в основном исследовании.
Затем участников рандомно разделили на три группы: диета с высоким (60% от общего количества калорий), умеренным (40%) или низким (20%) содержанием углеводов в течение 20 недель. Углеводы были высокого качества, в соответствии с рекомендациями по использованию целых, а не обработанных зерен и сведению к минимуму сахара.
Питание строго контролировалось (полностью подготовленные блюда для приема пищи); тщательно отслеживался вес участников, измерялись секреция инсулина, метаболические гормоны и общие затраты энергии – сжигание калорий.
Общее потребление калорий было скорректировано для удержания потерянного веса, целью на этом этапе было сравнение затрат энергии в различных группах. Расход энергии измеряли эталонным методом дважды меченой воды.
По итогу исследования общие затраты энергии при низкоуглеводной диете были значительно выше (на 250 ккал в день) по сравнению с высокоуглеводной.
«Если это различие сохранится – и мы не увидели ни одного снижения в течение 20 недель нашего исследования – эффект привел бы к 20-фунтовой [9 кг] потере веса через три года без изменения потребления калорий», – говорит Кара Эббелин, доктор философии.
У людей с наивысшей секрецией инсулина в начале исследования разница в расходах калорий между низко- и высокоуглеводными диетами была еще выше – около 400 ккал в день, что соответствовало прогнозу «углеводно-инсулиновой модели». Грелин (гормон, уменьшающий сжигание калорий) был значительно ниже на низкоуглеводной диете.
«Наши наблюдения бросают вызов вере в то, что все калории одинаковы для организма. Наше исследование не измеряло голод и сытость, но другие исследования показывают, что низкоуглеводные диеты также уменьшают голод, что может помочь с потерей веса в долгосрочной перспективе», – резюмирует Эббелинг.