МОСКВА, 8 августа. /Корр. ТАСС Инна Финочка/. Постоянное и непрерывное обучение российских онкологов, а также внедрение телемедицинских технологий для контроля исполнения протоколов лечения избавят россиян от необходимости искать варианты лечения за границей. Об этом ТАСС рассказал генеральный директор Научного медицинского исследовательского центра (НМИЦ) радиологии Минздрава России, академик РАН Андрей Каприн.
«В том, что наши пациенты выезжают за рубеж, есть и наша вина. С одной стороны, необходимо постоянно повышать квалификацию врачей, для этого у нас уже есть программа Минздрава по непрерывному обучению, с другой — необходимо следить за исполнением протоколов лечения», — сказал Каприн.
По его словам, необходимо, чтобы при конкретном заболевании специалист не только подобрал оптимальный для конкретного пациента протокол лечения, но и неукоснительно следовал ему. При этом схемы лечения могут различаться не только у разных пациентов с похожими заболеваниями, но и будут меняться у одного и того же пациента на разных этапах лечения.
«Специалист в России диагностировал, типировал опухоль правильно, назначил лечение, при котором необходимо удалить грудь, пациентка начинает искать варианты и находит, что в Германии, к примеру, в ее случае применяется другой протокол, при котором грудь можно сохранить. Конечно, если у нее есть такая возможность, она ею воспользуется», — пояснил глава НМИЦ радиологии. Именно поэтому, по словам академика, необходимо стремиться к возможности сохранения органов при лечении. «Для этого специалистам нужно давать возможность постоянно учиться, и нужно жестко следить, чтобы протоколы на местах исполнялись», — добавил он.
Еще одна причина выезда россиян на лечение — деятельность организаций, которые отправляют туда пациентов. «Брокерские организации, которые зарабатывают на транспортировке наших граждан и устройстве их за большие деньги. Как бы мы ни соблюдали протоколы, этот бизнес с отправлением за рубеж будет всегда, и его необходимо уменьшать», — считает Каприн.
Кроме того, по его словам, необходимо более пристально следить за благотворительными организациями, которые объявляют сбор средств на лечение, с привлечением к этой работе медицинского экспертного сообщества и Ассоциации онкологов. «Есть проверенные фонды с многолетней хорошей репутацией, которые собирают на реальные случаи, реальным детям в тех ситуациях, когда это действительно нужно, а таких случаев не так много», — уточнил эксперт.
Содержание статьи
Телемедицина поможет контролировать
За утвержденными законодательно протоколами лечения должны следить как национальные центры, так и главные специалисты по различным профилям, «вплоть до инспекции на местах и клинических разборов, если выявляются нарушения». По словам Каприна, цифровизация позволит исключить саму возможность изменения протокола лечения или отступлений от него в ходе лечения. Другими словами, когда онколог фиксирует свои назначения в компьютере, необходимо сделать так, чтобы программа не давала возможности нарушить стандартные схемы лечения.
«Для введения подобной практики необходима кропотливая междисциплинарная работа IT-специалистов, главных внештатных специалистов, врачей на местах. Но сделать ее необходимо. Думаю, за два-три года при достаточном финансировании и честном контроле мы это можем сделать», — добавил академик.
Скрининг — ответственность пациента
В России начали реализовывать программы скрининга по выявлению рака молочной железы, шейки матки, яичников у женщин и рака простаты у мужчин. Эти локализации включаются в программу в зависимости от показателей заболеваемости в некоторых регионах, отметил Каприн. Тесты на некоторые другие виды рака включены в программы диспансеризации россиян.
Среди причин риска развития онкологии эксперты традиционно выделяют генетический фактор, курение, работу на вредных производствах. При этом, по словам Каприна, многокогортных популяционных исследований в РФ пока не проводилось на эту тему. «Это сложные исследования, которые, позволили бы нам узнать, к примеру, про наших иногородних пациентов, в каких факторах среды они находились, что могло бы стать причиной их заболевания», — пояснил он.
Глава НМИЦ радиологии отметил, что пациентов с генетическим фактором предрасположенности к онкологии можно было бы уже сейчас брать под более активный контроль и проверять не раз в три года, а, к примеру, раз в год. «Но сами по себе генетические исследования — сложные и дорогие. Не все развитые страны выходят на такой целевой скрининг. На этот счет пока нет одного сформировавшегося мнения, и у меня тоже. На сегодняшний момент скрининг пока — ответственность пациента», — добавил он.
При этом, конечно, остаются опухоли, которые сложно распознать на ранней стадии. «На запущенной стадии, как правило, обнаруживаются быстрорастущие опухоли, некоторые саркомы, сложные меланомы. Диагностируются плохо скрытые раки желудка, которые изначально не видно на гастроскопии и которые начинают свой рост в стенке желудка. Сложны в диагностике и некоторые нейроэндокринные опухоли», — уточнил онколог.
Ранее министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова в ходе рабочей встречи с президентом РФ заявила, что к 2024 году профилактические осмотры будут проходить 90% населения.
Выявляемость и летальность
По данным Минздрава России, за прошедший 2017 год в РФ увеличился почти на 3% показатель выявляемости онкологических заболеваний — до 420,4 на 100 тыс. населения. Среди них увеличилась доля пациентов с заболеваниями на ранних стадиях и, как следствие, снизился показатель одногодичной летальности — с 23,2% до 22,5%. В течение первого года, как правило, умирают пациенты, у которых онкология обнаружена в запущенной стадии.
По мнению директора НМИЦ радиологии, именно показатели выявляемости заболеваний на ранних стадиях являются показателем качества работы онкологической службы. На базе Московского научно-исследовательского института им. П. А. Герцена (филиал НМИЦ радиологии) также ведется национальный раковый регистр.
«К примеру, если мы замечаем низкие показатели заболеваемости в каком-либо регионе, то по поручению Минздрава России организовывается выездная проверка качества диагностики и выявления онкологических заболеваний», — уточнил Каприн. При необходимости эксперты центра оказывают организационную и методическую помощь.
«Для контроля показателей заболеваемости и смертности онлайн сегодня мы активно разрабатываем интерактивные карты, параллельно анализируя кадровый состав в первую очередь первичного звена, где и начинается диагностика. Все эти мероприятия проходят под личным контролем министра», — добавил Каприн.