Печерица Е.В.
Кандидат социологических наук, доцент кафедры «Управление предпринимательской деятельностью», Санкт-Петербургский Государственный Экономический университет
УПРВЛЕНИЕ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛЬЮ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ, РЕГИОНАЛЬНОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЯХ
Аннотация
В статье рассмотрено влияние государственных институтов власти на управление туристской сферой в РФ. Более подробно региональный уровень управления в туризме рассмотрен на примере г. Санкт-Петербурга.
Ключевые слова: гостиницы, регион, туризм, государство, Министерство Культуры, Санкт-Петербург.
Pecheritsa E.V.
Candidate of social sciences, Phd «Business Administration», Saint-Petersburg state economic university
PRIMARY ECONOMIC CLUSTERS AS BASIS OF FORMATION OF THE HOTEL CLUSTER IN THE NORTHWEST FEDERAL DISTRICT
Abstract
The article discusses the impact of government institutions to manage the tourism sector in the Russian Federation. More detailed regional level management in tourism is considered by the example of St. Petersburg.
Keywords: hotels, region, tourism, government, Ministry of Culture, St. Petersburg.
Государственное регулирование туризма включает в себя три уровня – федеральный, региональный (уровень субъекта Федерации) и муниципальный. На всех уровнях используются различные формы и методы регулирования. При этом некоторые формы и методы присущи только одному уровню, что исходит из разделения полномочий в данной сфере между федеральным центром и регионами.
Правовое регулирование отношений, связанных с предоставлением туристских услуг, осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24.11.1996 N 132-ФЗ “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации”, Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 “О защите прав потребителей», Правилами оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2007, N 452.
Основным законодательным актом, определяющим государственную политику в сфере туризма и устанавливающим правовые основы туристского рынка в Российской Федерации, является Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». В рамках развития закона принят ряд подзаконных нормативных актов, регулирующих правоотношения в отдельных областях туристской деятельности. Кроме того, в закон вносятся изменения, направленные на совершенствование государственного регулирования и взаимоотношений между участниками туристского рынка.
В государственном регулировании, можно выделить такие основные формы, как правотворчество, поддержка, стимулирование, легализация, регламентация и координация.
Рассмотрим структуру управления на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Федеральные органы власти – органы власти, осуществляющие властные полномочия на федеральном уровне.
В соответствии с Конституцией РФ власть представлена тремя ветвями: законодательной, исполнительной и судебной, как показано на рисунке.
Рис. 1 – Федеральный уровень власти
Региональный уровень власти представлен Правительством Санкт-Петербурга в лице губернатора, вице-губернатора СПб – руководителя администрации губернатора и вице-губернаторов в соответствии с рисунком 2. Муниципальный уровень власти представлен различными комитетами Санкт-Петербурга, в том числе Комитетом по инвестициям и стратегическим проектам СПб. В структуру данного комитета входит управление по туризму.
Рис. 2 – Региональный и муниципальный уровни власти
С 6 июля 2004 года действует Программа развития гостиничной инфраструктуры Санкт-Петербурга. Цель Программы – увеличить существующий номерной гостиничный фонд до 32,072 номеров и таким образом достичь среднеевропейского уровня по количеству гостиничных мест: 7 номеров на 1000 жителей.
В Санкт-Петербурге создана специальная система поддержки гостиничных проектов, призванная помочь инвесторам в течение всего процесса создания объектов гостиничной инфраструктуры и включающая в себя:
– возможность целевого предоставления объекта, находящегося в собственности города;
– предоставление специальной инвестиционной оценки;
– предоставление более длительного срока реализации проекта при условии приобретения объекта на торгах, организованных ОАО «Фонд имущества Санкт-Петербурга»;
– наличие статуса стратегического проекта и, следовательно, сопровождение данного проекта Комитетом по инвестициям и стратегическим проектам [1].
Подводя итог, можно сказать, что последовательное, поддерживаемое Правительством города, развитие объектов городской туристской инфраструктуры и маркетинговая политика, направленная на улучшение имиджа города, позволят увеличить количество туристов, прибывающих в Санкт-Петербург с различными целями.
Литература
- В Петербурге самая острая конкуренция за место в туротрасли URL: http://proturizm.com/blog/tournews/v-peterburge-samaja-ostraja-konkurencija-za-mesto-v-turotrasli.html (Дата обращения 13.10.2013г.).
- Печерица Е.В. Повышение конкурентоспособности отелей на основе применяемой ими стратегии (на примере Санкт-Петербурга) Технико-технологические проблемы сервиса. № 2013. – №.3 (25) c.79-84.