Табакокурение и наркопотребление как формы аддиктивного поведения студентов-медиков
И. В. Андрющенко, кандидат медицинских наук, доцент
Е. В. Малинина
ВГМУ, Владивосток
Аддиктивное поведение (от англ. addiction — пагубная, порочная склонность) является одним из наиболее распространенных типов деструктивного поведения и выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), сопровождающихся развитием интенсивных эмоций [6, 13, 14]. Суть аддиктивного поведения заключается в том, что, стремясь уйти от реальности, люди пытаются искусственным путем изменить свое психическое состояние, что дает им иллюзию безопасности, восстановления равновесия [4]. Этот процесс настолько захватывает личность, что начинает управлять ее существованием. Человек становится беспомощным перед своим пристрастием. Традиционно в аддиктивное поведение включают: алкоголизм, наркоманию, токсикоманию, табакокурение (ТК) (химическая аддикция). Выбор личностью конкретного объекта аддикции отчасти определяется его специфическим действием на организм человека. В последние годы в сферу отклоняющегося поведения все чаще включаются представители медицинской профессии. Изучение специфики профессиональной деятельности медицинских работников позволяет говорить о воздействии на врача различных неблагоприятных факторов трудового процесса. Эмоциональное соучастие, сопереживание и высокое чувство ответственности создают условия для быстрого истощения нервной системы медиков и развития у них так называемого синдрома «профессионального выгорания».
Цель исследования. На основе социологического анализа выявить особенности распространения ТК и наркопотребления как форм аддиктивного поведения в группе студентов-медиков для разработки рекомендаций, направленных на повышение эффективности их профилактики.
Материалы и методы. С помощью анонимной анкеты опрошены студенты старших курсов (5–6) медицинского вуза — всего 223 человека в возрасте 20–28 лет. Число юношей составило 71 (31,8%), девушек — 152 (68,2%). В табл. 1 представлены полученные данные о распространенности ТК среди студентов-медиков с учетом пола. Оказалось, что курение глубоко укоренились среди будущих врачей, так как 39% опрошенных имеют эту вредную привычку. К моменту опроса курили 43,7% юношей и 36,8% девушек. Курили в прошлом и бросили курить 14,1% юношей и 10,5% девушек. Таким образом, процент всех когда-либо куривших составил среди юношей 57,8%, среди девушек 47,3%. В силу обстоятельств являлись пассивными курильщиками 11,3% юношей и 17,1% девушек.
Выбор табачной продукции у большинства курильщиков оказался традиционным: 94,3% курили сигареты, 4,6% сигары, 1,1% трубку и 0,4% кальян. Курение кальяна нынче в моде. В кальяне используется ароматический табак, дым которого мягкий, приятно пахнущий и мало обжигающий, в отличие от сигаретного дыма. Однако доказано, что кальянный дым содержит высокий уровень токсичных соединений — смол, окиси углерода, тяжелых металлов и канцерогенных химических веществ. В связи с чем на страницах интернет-сайтов появился афоризм: «Если капля никотина убивает лошадь, то глоток кальяна — мамонта».
Возраст начала курения в нашем исследовании 15–17 лет, поэтому именно на молодых людей этого возраста следует обратить особое внимание в плане проведения профилактической работы.
Степень зависимости от сигарет представлена следующими показателями: ежедневно выкуривали до 6 сигарет 33,7% опрошенных из числа курящих, от 6 до 9 сигарет 28,9%, 10–20 сигарет в день 32,6%, более 20 сигарет в день 4,8% опрошенных. Анализ показал, что степень зависимости от сигареты наиболее выражена у юношей, поскольку более 55,2% юношей (20,4% девушек соответственно) выкуривали в день от 10 до 20 сигарет.
Результаты исследования, обсуждение
На фоне высокой распространенности курения довольно велик удельный вес тех, кто курит в количествах, оказывающих существенное негативное влияние на здоровье. Так, среди молодых людей больше пачки в день курят 3,5%, а от 10 до 20 сигарет ежедневно — 55,2%. Иными словами, больше половины курильщиков мужского пола относятся к категории так называемых злостных курильщиков. Среди опрошенных девушек ситуация также неблагополучна. 38,9% курящих студенток выкуривает до 6 сигарет в день, 35,2% от 6 до 9 сигарет в день. К категории злостных курильщиц относится 25,9%, причем больше пачки сигарет выкуривает 5,5%. Согласно данным статистики каждый курильщик, потребляющий в день 20 сигарет, добровольно сокращает свою жизнь на пять лет, каждая выкуренная сигарета «стоит» ему пять с половиной минут жизни.
Ведущим мотивом первой пробы (табл. 2) является любопытство — 81,8% у юношей и 70,0% у девушек, в среднем 73,8%. На втором месте «влияние компании» — 19,8% (10,8% и 24,3% соответственно), «нежелание отстать от друзей» — 4,7% (2,7% и 5,7% соответственно). «Желание выделиться» фигурирует только в мужской группе пробовавших курить. Мотив «нравится» выступает на первое место у студентов, продолжающих курить в настоящее время (46,2%). Другие мотивы курения: «втянулся» — 27,4%, «от нечего делать» — 21,7% одинаковы у представителей обоих полов, однако «за компанию» курят (17,9%) чаще девушки (табл. 3).
Изучение типов курительного поведения (табл. 4) показало, что наибольшим оказался удельный вес такого типа курительного поведения, как «привычка» (37,4%), особенно у девушек, что свидетельствует об уже имеющейся выраженной физиологической зависимости от табака. Курильщики такого типа не только не осознают психологических причин своего курения, но и часто даже не замечают, сколько в день выкуривают сигарет. Тип курительного поведения «желание получить расслабляющий эффект от курения», выявленный у 36,4% опрошенных, указывает на стремление студентов получить удовольствие от курения, расслабиться, почувствовать себя комфортнее. Более трети респондентов (32,7%) используют курение как поддержку при нервном напряжении. Этот тип курительного поведения чаще встречается у девушек. Студенты-медики, отличающиеся типом поведения «желание получить стимулирующий эффект от курения» (20,6%), убеждены, что сигарета обладает тонизирующим действием, бодрит, снимает усталость. Группе студентов, для которых преобладающим типом курительного поведения является «потребность манипулировать сигаретой» (13,1%), нравятся все манипуляции, связанные с процессом курения. Наименьшее значение имеет тип курительного поведения — «сильное желание курить» (11,2%), для которого характерна не только психологическая, но и физиологическая зависимость от табака. Таким образом, курение будущих врачей является весьма распространенной привычкой, связанной со стрессовыми ситуациями, с потребностью в сохранении ощущения психологического комфорта и ограничении нервно-эмоционального напряжения.
На вопрос «Пытались ли Вы бросить курить?» (табл. 5) больше половины опрошенных курильщиков (50,6%) высказали желание бросить курить, из них 36,8% удалось отказаться от вредной привычки на время, остальные 13,8% пытались бросить курить безрезультатно. Неудачные попытки бросить курить самостоятельно, как правило, связаны с наличием табачной зависимости. 16,1% хотели бы сократить число выкуриваемых сигарет и 23,0% не желали менять свое курительное поведение. Медики считают, что бросить курить с первой попытки получается примерно у 20% курильщиков. Отказ от ТК означает разрыв зависимости, которая имеет физиологический и психологический компоненты. В случае физиологической зависимости попытки прекратить курение будут вызывать синдром отмены, проявления которого варьируют от нервозности до тяжелых головных болей и неспособности сконцентрировать внимание. Приблизительно 70% прекративших курение вновь начинают курить в течение ближайших трех месяцев. Однако с каждой очередной попыткой вероятность окончательного прекращения курения возрастает.
При опросе всех когда-либо куривших о применявшихся ими методах отказа от ТК 97,9% ответили, что они не использовали никаких специальных методов и пытались бросать путем «усилия воли». Только 2,1% прекращавших курить пользовались тем или иным видом специальной помощи в отказе от ТК. При изучении ответов на вопрос «Какие методы помощи в отказе от курения Вы знаете?» (табл. 6) оказалось, что только 3,1% опрошенных не смогли назвать ни одного специального метода помощи. 64,6% назвали в качестве метода помощи в отказе от ТК психотерапию, 43% — медикаментозный метод и 39% физиотерапию (рефлексотерапию). Большинство будущих врачей (72,6%) считают, что отказаться от этой вредной привычки можно самостоятельно за счет волевых усилий, самодисциплины, не прибегая к медикаментозным средствам.
Выявлена низкая информированность студентов-медиков о современных препаратах, помогающих побороть привычку курения. Из общего числа опрошенных только 25,6% назвали препараты, помогающие избавиться от курения: среди них никотиновый пластырь (59,6%), Чампикс (28,1%), Табекс (24,6%), электронные сигареты (7,0%), жевательные резинки (5,3%). Приведенные данные свидетельствуют о том, что основная масса будущих врачей не интересуется информацией о современных препаратах, помогающих избавиться от ТК, а следовательно, не повышает уровень своих знаний в этом направлении. Между тем, совершенствование профессиональных знаний, в том числе в области предупреждения заболеваний, является одним из важных деонтологических принципов медицинских работников. Анализ результатов исследования показал, что наибольшей информацией о медикаментозной поддержке при отказе от курения обладает группа регулярно курящих студентов-медиков (34,4%). В меньшей степени осведомлены курящие от случая к случаю (21,7%), бросившие курить (15,4%) и никогда не курившие (23,6%).
Среди опрошенных пробовали когда-либо в жизни наркотические и/или токсические препараты не по назначению врача 23,7%. Чаще это юноши (28,4%), нежели девушки (21,2%). По отдельным препаратам удельный вес их таков (от числа пробовавших хотя бы один раз в жизни, в порядке снижения их доли). Каннабиолы («план» — 24%, марихуана — 40%, анаша — 14%, гашиш — 22%) — 100%. Стимуляторы («экстази» — 8%, «скорость» — 4%», амфетамин — 6%) — 18%. Ненаркотические анальгетики (Трамал — 6%, парацетамол — 28%) — 34%. Галлюциногены («грибы») — 28%; кокаин — 2%. Атропиноподобные препараты (Димедрол — 24%, Астматол — 2%, Тарен — 12%, Циклодол — 10%) — 48%. Опиаты (кодеин — 4%, Промедол — 4%, героин — 2%) — 10%. Барбитураты (фенобарбитал) — 6%.
Согласно данным исследования, возраст, в котором произошла первая проба не прописанных врачом опьяняющих веществ, для 38% опрошенных составил 14–18 лет, для 42% — 19–23 года. Однако 2% респондентов указали возраст первой пробы до 10 лет. При этом для юношей возраст первой пробы наркотических/токсических препаратов был ниже, чем для девушек. Таким образом, виден традиционный стереотип: «Ничего плохого в том, чтобы покурить травку, нет, это легкий наркотик, от него ничего серьезного не будет». Наркотический опыт увеличивается от каждого курса к последующему на 2–3% и стабилизируется на четвертом курсе, что можно объяснить завершением процесса личностного самоопределения, приобретением функций взрослого человека и более взвешенным отношением к собственным поступкам.
Перестали употреблять не прописанные врачом опьяняющие средства — 60% респондентов, продолжали — 22%, 18% оставили вопрос без ответа. Места, где используются препараты, распределились по частоте упоминания студентами следующим образом: дома — 39,1%, в гостях у друзей, знакомых — 39,1%, в местах отдыха (клубы, дискотеки) — 21,7%, вне жилого помещения (в парке, парадной) — 21,7%, в учебном заведении — 13%. Способы приобретения наркотических препаратов распределились следующим образом: самостоятельное изготовление из полученного где-то «сырья» — 12%, покупка на рынке сбыта — 56%, проигнорировали вопрос о способах получения наркотиков — 32% опрошенных. На легкость приобретения наркотиков указало 60% опрошенных, при этом 28% респондентов не ответили на данный вопрос.
Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о неблагоприятной ситуации с распространением ТК в медицинском вузе и низкой информированности будущих врачей о современных способах, помогающих побороть привычку курения. Поэтому первоочередной задачей в решении проблемы ТК является развитие профессиональных знаний студентов-медиков. Необходимо создать систему подготовки будущих врачей в отношении табачной болезни, ее последствий и методов помощи в отказе от ТК. Эта система должна включать массовое издание и распространение специальных буклетов и методических рекомендаций для врачей, введение специального курса и лекций в медицинских учебных учреждениях.
Результаты исследования показали также, что студенты медицинского ВУЗа находятся в ситуации, когда наркопотребление стало частью молодежной субкультуры. Сложившаяся в стране наркоситуация делает любые наркотики легкодоступными и обуславливает высокую социально-территориальную и социально-психологическую близость студентов к действующим наркопотребителям. Наркопотребление студентов — это наркопотребление психически здоровых людей и не сопряжено с психопатологическими расстройствами или чертами личности. Отсюда преобладающий паттерн наркопотребления в среде студентов-медиков относительно благоприятный и связан с употреблением, в основном, так называемых «легких» наркотиков, с достаточно медленным формированием зависимости.
Литература
- Алпатова Н. С. Проблема табакокурения в профессиональной группе медицинских работников // Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. 2006. № 3. С. 8–9.
- Алпатова Н. С. Социологическое исследование девиаций в медицинской среде / Актуальные психолого-педагогические проблемы подготовки специалиста: Сб. науч. тр. Отв. ред. Р. М. Салимова. Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. академия им. Зайнаб Биишевой. 2008. С. 192–194.
- Алпатова Н. С. Социологическое исследование табакокурения среди врачей г. Волгограда // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7, Философия. Социология и социальные технологии. 2009. № 1 (9). С. 234–238.
- Гоголева А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика. М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. 240 с.
- Дмитриева Н. В., Четвериков Д. В. Психология аддиктивного поведения. Новосибирск, 2002.
- Короленко Ц. П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития // Обозр. психиат. и мед. психол. 1991, 1.
- Кулаков С. А Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. М., 1998.
- Левшин В. Ф., Шутикова Н. В. Курение среди медицинских работников // Проблемы управления здравоохранением. 2003, № 6 (13), с. 87–90.
- Кесельман Л. Е., Мацкевич М. Г. Социальное пространство наркотизма. СПб: Изд-во Инст. им. В. М. Бехтерева. 2002. 250 с.
- Клейберг Ю. А., Конорева Л. А. Теоретические и прикладные аспекты социальной психологии девиантного поведения / Ежегодник Российского психологического общества: материалы III Всероссийского съезда психологов. СПб: СПб ГУ, 2003. 407 с.
- Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения. М., 2003.
- Менделевич В. Д., Садыкова Р. Г. Психология зависимой личности. Казань, 2002.
- Смагин С. Ф. Аддикция, аддиктивное поведение СПб: МИПУ, 2000. 250 с.
- Соловьева С. Л. Аддиктивное поведение как способ компенсации эмоционального дефицита. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2009. № 1. URL: http://medpsy.ru.
- Шабалина В. В. Зависимое поведение школьников. СПб, 2001.
Статья опубликована в журнале Лечащий Врач
материал MedLinks.ru