Несмотря на появление современных методов лечения угревая болезнь до сих пор остается одним из наиболее распространенных дерматозов у молодых людей [8]. Уровень заболеваемости акне не только не имеет отчетливой тенденции к снижению, но и констатируется его существенное увеличение [6,9]. При этом характерным является рецидивирующее течение заболевания и торпидность к существующим методам лечения, что определенно связано с повышением резистентности к антибиотикам бактериальной микрофлоры кожи больных угревой болезнью [7].
Поражение видимых участков кожи, особенно лица, а также рубцовые изменения, остающиеся после разрешения тяжелых форм акне, приводят к серьезным психологическим проблемам, снижению социальной активности и качества жизни молодых людей и требуют в дальнейшем дермато–хирургической коррекции.
Известно, что у больных угревой болезнью существенные изменения обнаружены на уровне всех звеньев в системе специфического иммунитета: снижение активности Т– и В– лимфоцитов, изменение профиля и количественного состава субпопуляций лимфоцитов, содержания иммуноглобулинов, что предполагает формирование иммунодефицитного состояния и способствует длительному, затяжному течению заболевания, торпидности к проводимому лечению [1–5].
Доказано, что количественный дисбаланс основных субпопуляций лимфоцитов обусловлен снижением содержания CD4+ –хелперов и повышением относительного количества CD8+ – киллеров–супрессоров; снижение иммунорегуляторного индекса, уменьшение содержания сывороточных иммуноглобулинов G, А наблюдаются на фоне истощения резервных возможностей поглотительной способности и функционально–метаболической активности фагоцитов [2,3,5]. При количественном уменьшении В–клеток недостаток Т–хелперов затрудняет процесс «каскадирования» иммунных реакций и по клеточному, и по гуморальному типу, что ведет к дефициту антителообразования [3].
Кроме иммунологических сдвигов, при данной патологии наблюдались изменения морфологии крови в виде патологической зернистости нейтрофилов, дегенеративных ядер лимфоцитов и нейтрофилов, больших лимфоцитов, что является признаком хронической интоксикации [1].
Длительная интоксикация бактериальной инфекцией, в свою очередь, приводит к понижению неспецифической иммунологической реактивности организма. Так, по данным Донецкой С.В. (1997), у 100% пациентов снижена функциональная активность клеток иммунной системы, у 85% – наблюдался рост потенциально патогенной микрофлоры, что характеризует вялотекущий воспалительный процесс за счет истощения местных защитных механизмов, вследствие угнетения общего иммунитета.
Многочисленными клиническими исследованиями обоснована целесообразность применения иммуномодулирующих средств при лечении вторичных иммунодефицитных состояний, которые проявляются часто рецидивирующими, трудно поддающимися лечению инфекционно–воспалительными процессами.
Задача исследования. Определить иммунологические и клинические параметры применения иммуномодулирующих средств с целью оптимизации комплексной терапии больных акне.
Материалы и методы
Обследовано 86 больных с воспалительными формами акне, среди них – 27 (31%) мужчин и 59 (69%) женщин в возрасте от 15 до 37 лет. Длительность заболевания у 57% пациентов – свыше 5 лет.
Все пациенты отмечали неэффективность проводимого ранее лечения.
Согласно классификации Pochi P.E. et al. (1991) [10] были выделены основные клинические формы заболевания: папуло–пустулезная 55 (64% случаев) и узловатая – 31 (36%).
Наряду с обследованием дерматологического статуса было изучено в динамике состояние иммунной системы по качественным и количественным показателям клеточного и гуморального звеньев иммунитета, а также их функционального состояния. Количество Т– и В–лимфоцитов определяли методом розеткообразования, учет Е– и ЕАС–РОК производили при помощи фазово–контрастной микроскопии в препарате «раздавленная капля» при увеличении х–400 [Jondal M. Et al., 1972].
Субпопуляции Т–лимфоцитов (Т? и Т?) выявляли методом L. Moretta et al. (1975), основанном на том, что Т?–лимфоциты характеризуются наличием рецепторов к Fc–фрагментам IgG, а Т?–лимфоциты к Fc–фрагментам IgМ. Производили подсчет иммунорегуляторного индекса (отношение Т–хелперов к Т–супрессорам – Т?/Т?%), указывающего на относительное преобладание лимфоцитов, обладающих той или иной функцией. Функциональную активность клеточного звена иммунитета изучали в реакции бласттрансформации лимфоцитов (РБТЛ) под влиянием фитогемагглютинина (ФГА) [Фримель Г., 1987].
Состояние гуморального звена иммунитета определяли по концентрации сывороточных иммуноглобулинов классов G, M, A в радиальной иммунодиффузии по Г. Манчини с использованием моноспецифических сывороток.
В зависимости от способа иммунокоррекции все пациенты разделены на три группы.
1 группа: 30 больных, которые получили курс лечения иммуномодулятором полиоксидонием (ПО) по схеме: 6 мг/сут. в/м в 1, 2, 5, 8 и 11–й дни лечения (всего 5 инъекций на курс).
2 группа: 35 человек. Им был проведен курс сочетанной физиотерапии: постоянное и переменное магнитное поле (ПМП и ПеМП) и инфракрасное излучение (ИКИ) трансцеребрально и локально на очаги поражения в количестве 10 процедур ежедневно при помощи аппарата МУМ–50 «ЭДМА» (Москва) путем одномоментного воздействия сочетанным магнитным полем (ПМП индукцией 30±10мТл и низкочастотным (50Гц) ПеМП интенсивности 30±10мТл синусоидальной формы) и инфракрасным некогерентным излучением (длина волны 0,87 мкм).
3 группа: 21 человек, которые получили курс лечения иммуномодулятором ПО по вышеприведенной схеме параллельно с курсом сочетанной физиотерапии (ПМП и ПеМП) и ИКИ трансцеребрально и локально на очаги поражения в количестве 10 процедур ежедневно.
Всем больным лечение проводилось на фоне традиционной медикаментозной терапии.
Результаты и обсуждение
Отмечено более выраженное влияние ПО на иммунорегуляторную популяцию CD4, в результате чего достоверно нормализуется иммунорегуляторный индекс (ИРИ) с 1,19±0,1 до 1,6±0,1 (р
Это указывает на существенное восстановление функций В–клеток.
Улучшение иммунологических показателей при применении сочетанной физиотерапии чаще всего достигает лишь нижних границ нормы.
Применение ПО способствует более полноценному восстановлению нарушенного гомеостаза, доводя иммунологические показатели до средних границ нормы, а в отдельных случаях и до верхних.
Таким образом, при незначительных изменениях иммунного гомеостаза у больных акне, касающихся в основном изменения профиля и количественного состава субпопуляций Т–лимфоцитов, особенно (Т8–СД8), достаточно с целью иммунокоррекции применять сочетанную физиотерапию (ПМП и ПеМП). Если иммунные нарушения затрагивают как Т–, так и В–лимфоциты, имеются лимфопения, хронические очаги инфекции – целесообразно назначение иммуномодулятора ПО.
У пациентов с тяжелой кистозно–узловатой формой заболевания, приводящей к рубцовым изменениям кожи, при длительности процесса свыше 5 лет и неэффективности традиционного лечения необходимо комплексное применение иммуномодулятора ПО вместе с курсом сочетанной физиотерапии.
Литература
1. Донецкая С.В. Обоснование тактики лечения вульгарных угрей на основании изучения индивидуальных особенностей корреляции общего и местного иммунитета. Дис. кан. мед. наук. – М., 1997. – 113 с.
2. Ким О.В. Усовершенствование метода патогенетической терапии угревой болезни с использованием «Веторона ТК», «Неоселена» и «Лактобактерина–3». Автореф. Дис. кан. мед. наук. – Алматы, 2003. – 25 с.
3. Киселева Н.В. Роль антигенов гистосовместимости в развитие различных форм акне и методы их коррекции. Дис…кан. мед. наук. – М., 2001. – 114 с.
4. Китуашвили Т.А., Тевзадзе М.Ш., Ткешелашвили Л.К. Иммунный статус и иммунокоррекция у больных вульгарными угрями. // Мед. новости Грузии. – 2000. № 10. С. 34–36.
5. Котова Н.В. Комплексное лечение юношеских акне с использованием лейкинферона. Дис. кан. мед. наук, М., 1999. – 130 с.
6. Arndt K.A., Bowers K. E. Manual of Dermatologic Therapeutics LWW, 2002. P.3–20.
7. Dreno B, Reynaud A, Moyse D, Habert H, Richet H. Erythromycin–resistance of cutaneous bacterial flora in acne. Eur J Dermatol 2001 Nov–Dec; 11(6): 549–53.
8. Fitzpatrick T.B. Dermatology 1945–95: The golden age of treatment. J Dermatol 1996; 23:728–734.
9. Goulden, V., et al. Treatment of acne with intermittent isotretinoin. Br. У. Dermatol. 137:106–108, 1997.
10. Pochi P.E., Shalita A.R., Strauss J.S., Webster S.B., Cunliffe W.J. et al. Report of the Consensus Conference on Acne Classification. Washington, D.C., March 24 – 25, 1990. J.Am.Acad. Dermatol. 1991 Mar; 24(3): 495–500 (12 ref).
.
Информация с rmj.ru