Чуева Н.В.
Студентка, 5 курс, Хакасский государственный университет им. Катанова, институт экономики и управления
СОЦИАЛЬНЫЙ СПРОС НА ЧАСТНЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ В Г. АБАКАНЕ (РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ)
Аннотация
Современное общество характеризуется трансформацией всей системы образования, в том числе и дошкольного, примером этому является появление частных детских садов. Нами было проведение исследование, в ходе которого были выявлены основные трудности в осуществлении негосударственным сектором образовательных услуг. В чем трудности осуществления социального заказа и удовлетворения спроса у населения города, каковы перспективы развития новой альтернативы в образовании, в чем преимущества государственного сектора – это и не только было выявлено, в результате опроса населения г. Абакана, имеющего потребность в дошкольном образовании.
Ключевые слова: дошкольное образование, негосударственный сектор, частный детский сад, социальный спрос.
Chueva N.V.
Khakass State University named after. Katanov, the student of the 5th course, Institute of Economics and management
SOCIETAL DEMAND FOR PRIVATE KINDERGARTENS IN ABAKAN (REPUBLIC OF KHAKASSIA)
Abstract
Modern society is characterized by the transformation of the whole system of education, including preschool, example of this is the emergence of private kindergartens. Us was conducting the study, which identified the main difficulties in the implementation of the non-state sector of educational services. What are the difficulties in implementing social order and meet the demand of the population city, what are the prospects for the development of new alternatives in education, what are the advantages of the public sector is not only revealed as a result of a population survey, Abakan, having demand in preschool education.
Keywords: preschool education, the non-state sector, private kindergarten, social demand.
В последние годы система дошкольного образования в России претерпевает существенные изменения: наряду с государственными дошкольными образовательными учреждениями появляются частные детские сады. Распространение данной формы дошкольных учреждений обусловлено, прежде всего, демографическим фактором. Так, на протяжении нескольких последних лет стабилизируется демографическая ситуация в стране. В последние семь лет данные демографической статистики по России превосходят даже самые оптимистичные прогнозы. Если верить Росстату, то численность населения нашей страны в прошлом году заметно увеличилась – впервые за последние двадцать лет, сохранились тренды снижения смертности и роста рождаемости.
В настоящее время понятие «социальный заказ» применительно к системе образования не имеет четкой и ясной нормативной определенности. На федеральном уровне отсутствуют какие-либо документы, регламентирующие статус, содержание данного понятия. Тем не менее, понятие «социальный заказ» означает набор неких требований к дошкольным образовательным учреждениям со стороны совокупности иных субъектов, взаимодействующих с ними[1].
Есть и другая сторона дальнейшего развития дошкольных образовательных учреждений – социальный спрос. Социальный спрос – количество семей желающих, чтобы их дети обучались в дошкольных образовательных учреждениях. Социальный спрос в первую очередь формируют родители, которые не могут решить проблему с размещением ребенка в детском саду.
Е. А. Лаврухина следующим образом определяет социальный спрос «социальный спрос в образовании есть стихийная, вызванная сложной совокупностью трудно фиксируемых факторов, форма проявления общественных и индивидуальных потребностей, выраженная в теоретически не осмысленном наборе мнений, желаний, требований, установок относительно результатов образовательной деятельности. Являясь во многом продуктом общественной психологии и обыденного сознания, социальный спрос может быть изучен путем отслеживания общественного мнения»[2].
Социальный заказ есть некий механизм реализации социального спроса, имеет идеологическую направленность официальной государственной политики объективная необходимость в строго определенных масштабах и качественных параметрах результатов образовательной деятельности.
В широком контексте социальный заказ формулируется обществом в целом по отношению к тому или иному сегменту образования с точки зрения роли этого сегмента в жизни общества.
Сказанное позволяет сделать вывод о том, что субъектами, формирования социального заказа должны выступать представители общества в широком смысле этого слова – общественные и иные организации, граждане, вовлеченные в той или иной форме в систему дошкольного образования. Родители, государство, сами воспитанники являются теми, кто имеют социальный спрос на дошкольное образование. Осуществляют же этот социальный заказ сами дошкольные образовательные учреждения, и если они относятся к государственному сектору, то заказ осуществляется при непосредственном содействии государства.
Сегодня предприниматели, открывающие негосударственные детские сады говорят о необходимости методической поддержки со стороны органов исполнительной власти. В целом государство заинтересовано в поддержке развития подобных форм дошкольных учреждений, т.к. решается важная социальная проблема. В связи с этим разрабатываются программы софинансирования. В какой степени государство готово способствовать развитию системы частных детских садов – вопрос открытый, так как появление такого рода учреждений является новым для общества.
Родители также заинтересованная сторона развития частных детских садов, но доступна данная форма дошкольного учреждения далеко не всем родителям. Например, в городе Абакане средняя цена содержания ребенка в частном детском саду составляет 300 рублей в день. По данным Хакасстата среднемесячная начисленная заработная плата составляет 21 217 рублей, а это практически половина дохода трудящегося[3]. Но многие родители нового поколения уверены: качество ухода за ребенком будет напрямую зависеть от количества вложенных денег. И они готовы платить: за высококлассных педагогов, хороший уход, здоровое питание. Даже за любовь и тёплое отношение, хотя, говорят, за деньги этого не купишь. Для выявления реализации социального заказа на частные детские сады, а также выявление потребности населения в функционировании данного типа дошкольного образовательного учреждения необходимо проведение социологического исследования.
Из-за нехватки мест и кадровой текучки в муниципальных дошкольных учреждениях все большим спросом пользуются частные детские сады. Социальный спрос на негосударственные детские сады был изучен с помощью выявления социального диалога родителей и руководителей частных детских садов в г.Абакане. Выборка нашего исследования 31,4% мужчин и 68,6% женщин. Большая часть опрошенных с высшим образованием 81,4%, со средним специальным 15,7%, остальная незначительная часть опрошенных со средним или неполным средним образованием, Также нужно отметить, что по роду деятельности, значительная часть опрошенных заняты в сфере образования и воспитания работают в СМИ или имеют свой бизнес.
Говоря о социальном диалоге родителей и руководителей частных детских садов г. Абакана выяснилось следующее – большинство родителей (58,6%) имеют информацию о деятельности частных детских садов, но эта информация смешанного характера и поэтому родители нередко сомневаются в их надежности и в качестве предоставляемых услуг. Родители узнают о существовании частных детских садов по средствам личного опыта обращения, с помощью сети Интернет, а также по рекомендациям родственников, знакомых и друзей, которые дают как положительные отзывы, так и критические замечания.
Как показывают результаты исследования, о емкости рынка частных детских садов большинство родителей не знают (42,9%). На слуху у родителей только три негосударственных детских сада: «Подсолнух» – 30% , «Счастливый ребенок» – 24,3%, «АБВГ-ка» – 14,3. Эти детские сады имеют государственную поддержку, поэтому являются наиболее популярными среди родителей, и могут частично удовлетворить социальный спрос на дошкольное образование.
Все больше становится родителей, которые подходят к выбору детского сада с позиции качества оказываемых услуг. Таких родителей в первую очередь интересует уровень развивающе-обучающей деятельности, наличие всевозможных дополнительных занятий, кружков и секций, качественной комплексной подготовки к школе.
Результаты исследования показывают, что существует социальный заказ на воспитательные услуги. Родители детей, считают, что частные детские сады должен предоставлять услуги педагога, направленные на развитие интеллекта (50%), педагога-логопеда (47,1%), педагога по музыке и танцам (37,1%), по спортивным играм (31,4%). Как показывает практика, в частных детских садах имеются в среднем три педагога-воспитателя, которые занимаются с детьми, педагоги дополнительного образования также как и медицинские работники в основном приходящие-уходящие, что во многом затрудняет осуществление непрерывного воспитательного и образовательного процесса.
Таким образом, изучая социальный заказ родителей на частные детские сады в г. Абакане, можно сказать он носит проблемный характер. Большинство родителей не заинтересованы в частных детских садах в связи с сомнительной информацией о их деятельности(58,6%), а также с высокой оплатой детского сада, напомним, что несмотря на порой завышенные требования к частному саду, требованиям к качеству предоставляемых услуг, для опрашиваемых родителей приемлемой ценой является в среднем 5000 рублей (57,1%).
При сегодняшней нехватке мест в муниципальных детских садах администрация города Абакана не в силах вместить туда всех детей. Частные детские сады призваны помочь государству и разгрузить очереди в муниципальных садах, дать достойное образование как можно большему количеству детей, тем самым подготовить их к более высокой ступени образования, к школе. Цена за дошкольное образование в частных садах значительно отличается от государственных и не каждый родитель готов выложить пятнадцать тысяч в месяц, чтобы водить своего ребенка в садик. Эта проблема должна решаться на государственном уровне. Может быть, нужно помогать родителям и частично оплачивать содержание детей в частном детском саду. Частные детские сады – идеальный вариант при отсутствии финансовых затруднений.
[1], [2] Лаврухина Е. А. Социальный заказ и спрос в образовании [Электронный ресурс]. – URL: http://library.by/portalus/modules/philosophy/readme.php?subaction=showfull&id=1108502611&archive=0211&start_from=&ucat=1&.
[3]Экономика и финансы в РХ [Электронный ресурс]. – URL: http://www.19rus.info/news/66833.html.
Литература
- Лаврухина Е. А. Социальный заказ и спрос в образовании [Электронный ресурс]. – URL: http://credonew.ru/content/view/265/54/ (дата обращения 06.01.14)
- Экономика и финансы в РХ [Электронный ресурс]. – URL: http://www.19rus.info/news/66833.html. (дата обращения 05.01.14)