Медицинское образование в России и за рубежом существенно различается. Чтобы получить диплом о высшем медицинском образовании, российский студент должен после старшей школы отучиться шесть лет в медицинском ВУЗе и пройти два года ординатуры. Выпускники медицинских вузов (бакалавры, специалисты) в обязательном порядке проходят процедуру первичной аккредитации, которая включает в себя проверку теоретических знаний и практических навыков, полученных студентами в процессе обучения. После успешной сдачи экзамена выпускник имеет право работать по специальности врач общей практики, терапевт или педиатр.
Для получения более узкой специализации необходимо дополнительно пройти обучение в ординатуре (2-4 года). Если студент хочет продолжить развиваться в медицине, занимаясь научной деятельностью, ему необходимо поступить в аспирантуру и далее в докторантуру.
В Германии похожая система обучения: для работы врачом студенту необходимо также отучиться шесть лет в медицинском ВУЗе. В программу входят два года общей теоретической подготовки, три года клинической подготовки и год практики. После двух лет доклинической подготовки проводится первый государственный экзамен – на этом этапе отсеивается большая часть студентов. Второй государственный экзамен сдается после всех шести лет обучения, и, в случае успешной сдачи, студенты получают диплом и медицинскую лицензию. Работать по узкопрофильной специальности в Германии врач может, только получив постдипломное образование, которое занимает еще пять-семь лет. По окончании врач сдает экзамен и получает право работать по специальности.
В США система более сложная. Поступить в медицинский ВУЗ после средней школы нельзя – сначала нужно пройти четырехлетнее обучение в колледже, который дает общеуниверситетское образование. Программа медицинской подготовки в ВУЗе также составляет четыре года. При этом уже на 3 и 4 курсах студенты обязаны проходить практику в больницах и поликлиниках по клиническим специальностям, участвовать в работе врачебной бригады, общаться с пациентами под присмотром старших коллег. Получить диплом можно только при успешной сдаче стандартизированного экзамена USMLE, в который входят как теоретические вопросы, так и практические задачи. Чтобы вести собственную практику выпускник должен еще 3-6 лет посвятить постдипломному образованию – практике в поликлинике под руководством опытного специалиста. А для получения узкой специальности нужно еще 3-6 лет дополнительного обучения.
При этом в Германии после получения лицензии на ведение практики врач больше не обязан сдавать никаких экзаменов. В США раньше действовала такая же система, однако с 2011 года начали вводить программу переаттестаций и дополнительного обучения. Сейчас американскому врачу необходимо обязательно посещать курсы повышения квалификации и, в зависимости от специальности, проходить переаттестацию каждые 6 или 10 лет. В России в 2013 году правительство запустило программу непрерывного медицинского образования (НМО), согласно которой врачи должны ежегодно посещать обучающие мероприятия, набирая по 50 баллов. А каждые 5 лет при наличии 250 баллов проходить аккредитацию для подтверждения права заниматься медицинской деятельностью.
Помимо различий в системах образования, наблюдается и существенная разница в отношении к работе врачей. В Америке и Европе медицина считается высокооплачиваемой сферой. В немецких ВУЗах из-за большого потока абитуриентов установлен лимит на студентов, обучающихся на медицинских направлениях. В России ежегодно наблюдается дефицит медработников, что связано с низким уровнем оплаты труда при высоких нагрузках. Кроме того, в зарубежной системе обучения большое внимание уделяется практике. Для получения лицензии студенты медицинских ВУЗов должны несколько лет отработать в поликлинике под руководством опытных специалистов, поработать с реальными пациентами. Такая система была бы полезна и в России, где выпускники уже после года интернатуры могут самостоятельно вести прием.
Эксперт:Заслуженный врач Российской Федерации, доктор медицинских наук, профессор кафедры инновационного медицинского менеджмента Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России, Георгий Алексеевич Комаров.