Ранняя экспозиция аллергенов кошки и особенности течения аллергического ринита у детей
Введение
По данным исследований, кошки являются чрезвычайно популярными домашними питомцами как в мире, так и в нашей стране [1, 2]. Широкое распространение кошек приводит к повсеместной высокой концентрации их аллергенов [3, 4]. Роль экспозиции аллергенов кошек в развитии и течении аллергической патологии, согласно литературным данным, остается спорной. Большинство исследователей отмечают протективное воздействие ранней экспозиции аллергенов кошки [4–6]. В то же время в ряде исследований показано повышение риска развития аллергических заболеваний и снижение контроля над их течением [1, 3].
Целью настоящего исследования явилось выявление взаимосвязи между особенностями течения аллергической патологии и возрастом первого контакта с аллергенами кошки.
Содержание статьи
Материал и методы
В исследование были включены 228 детей, проживающих в Свердловской области. Средний возраст детей составил 8,2±1,9 года, в гендерном составе преобладали мальчики — 66,67% (n=152).
Все дети наблюдались аллергологом с диагнозом «аллергический ринит» (АР). Верификация диагноза и оценка тяжести течения аллергического заболевания были проведены на основании клинических рекомендаций Российской ассоциации аллергологов и клинических иммунологов (РААКИ). Экспозиция аллергенов кошки была определена на основании анкетных данных о наличии животного в доме и предположительном возрасте первого контакта с кошками.
На основании анкетных данных о первом контакте с кошками было выделено несколько групп детей: 1-я группа — 20 пациентов (8,8%), имевших пренатальный контакт с кошками; 2-я группа — 67 пациентов (29,4%), имевших контакт с кошками на первом году жизни; 3-я группа —
121 пациент (53,1%), имевший первый контакт с кошками в возрасте 1–3 года; 4-я группа — 20 пациентов (8,8%), имевших первый контакт с кошками в возрасте от 4 до 7 лет.
Всем детям было проведено определение уровня общего иммуноглобулина Е (IgЕ), сывороточного эозинофильного катионного белка, цитологический анализ назального секрета, бактериологическое исследование мазка со слизистой полости носа. Оценка спектра сенсибилизации проводилась на основании выявленных специфических IgE-антител методом иммунофлюоресценции на приборе Phadia-250 (ThermoFisher Scientific, Швеция).
Статистическая обработка данных проводилась с использованием следующих параметров: средняя величина (М), медиана (Me), среднее квадратичное отклонение (σ), средняя ошибка средней величины (m). Достоверность различий между сравниваемыми показателями проводилась с использованием метода однофакторного дисперсионного анализа c использованием пакета прикладных программ IBM® SPSS Statistics® 20. Учитывались результаты с достоверным уровнем различия р<0,05 и менее.
Результаты исследования
Изолированное течение АР было выявлено у 53 пациентов (23,2%). Аллергический риноконъюнктивит (АРК) отмечался в 11% случаев (n=25). Сочетанное течение бронхиальной астмы (БА) и АР было установлено у 42,1% (n=96) детей. Атопический дерматит (АД) в сочетании с АР был подтвержден у 16,6% (n=38) детей. У 16 детей (7%) отмечалось сочетанное поражение дыхательной системы и кожи в форме БА, АР и АД.
АР у всех детей имел круглогодичный характер течения, у большинства (65,4%, n=149) была определена легкая степень тяжести ринита. Среднетяжелое течение АР было выявлено у 34,2% (n=78) детей. У одного ребенка отмечалось тяжелое течение АР. В большинстве случаев (78,6%, n=88) отмечалось легкое интермиттирующее или персистирующее течение БА, у 19,6% (n=22) было выявлено среднетяжелое течение заболевания, тяжелое течение — у 1,8% (n=2). 60,7% (n=68) пациентов имели полный контроль над течением БА по результатам анкеты ACT (Asthma Control Test).
При контакте с кошками 43,4% пациентов (n=99) отмечали обострение аллергической патологии, проявлявшееся риноконъюнктивальным синдромом у 53,5% детей (n=53). Обострение бронхообструктивного синдрома было выявлено у 14,1% (n=14) детей, контактные уртикарии возникали у 4 пациентов.
Относительный уровень эозинофилии в периферической крови обследованных детей (медиана и интерквартильный размах) составил 5,16% [1,0%; 18,8%]. У 30% (n=69) детей отмечалось повышение уровня эозинофильного катионного белка. Повышение содержания общего IgE выявлено у 78,1% детей (n=178).
У всех 228 детей (100%) было выявлено наличие специфических IgE антител (sIgE) к эпителию и перхоти кошки, сывороточная концентрация которых составила
36,7 [0,75; 100] килоединиц аллергена на литр (кЕдА/л). Антитела к эпителию собаки были выявлены у 24,6% (n=56) пациентов, медиана и интерквартильный размах составили 10,0 [0,75; 98,2] кЕдА/л. У каждого 4-го ребенка (26,3%, n=60) были выявлены sIgE-антитела к пыльце березы, их концентрация составила 50,65 [1; 100] кЕдА/л.
Эозинофилия в назальном секрете была выявлена у 33,8% (n=77) детей, 13,2% (n=30) имели колонизацию назальной полости золотистым стафилококком.
При оценке нозологической структуры, а также тяжести течения аллергической патологии у пациентов 1–4 групп значимых различий выявлено не было (табл. 1).
Средний уровень общего IgE у пациентов 2-й группы в 1,9 раза превышал аналогичный показатель в 1-й группе. Значимых различий в уровне эозинофилии периферической крови, назального секрета и уровне сывороточного эозинофильного катионного белка выявлено не было.
Обсуждение результатов
Все обследованные нами дети отмечали, что впервые встретились с кошками до 7 лет, большинство (91,2%, n=208) имели контакт с кошками до 4 лет. Полученные данные отображают высокую распространенность кошек в Свердловской области, что подтверждает литературные данные и способствует ранней экспозиции аллергенов кошки [1, 2].
Выявленная в ходе исследования высокая частота сочетанных форм аллергической патологии соответствует литературным данным [7, 8]. Преобладали легкие формы атопической патологии, более половины детей имели терапевтический контроль над течением респираторной патологии.
При оценке особенностей течения аллергических заболеваний у детей с разным возрастом первого контакта с аллергенами кошки значимых различий в нозологической структуре и тяжести течения патологии установлено не было. Выявлена тенденция к большей распространенности БА у детей, имевших пренатальный контакт с аллергенами кошки. Мы можем предположить, что выявленная тенденция обусловлена генетической предрасположенностью включенных в исследование пациентов к развитию аллергической патологии респираторного тракта [9]. Полученные данные требуют дальнейшего уточнения и проведения генетического обследования пациентов.
У большинства детей было выявлено повышение уровня общего IgE, отмечалось достоверно более высокое значение показателя у детей, имевших контакт с аллергенами кошки на 1 году жизни. В то же время отсутствие значимых различий в тяжести течения аллергической патологии и других лабораторных показателях не позволяют нам подтвердить или опровергнуть протективный эффект пренатального контакта с аллергенами кошки.
При оценке спектра сенсибилизации была выявлена высокая частота поливалентной гиперчувствительности, что соответствует литературным данным [10, 11].
Заключение
В настоящее исследование были включены дети с проявлениями круглогодичного АР, сенсибилизированные к аллергенам кошки. Жалобы на обострение аллергической патологии при контакте с животными предъявляли менее половины включенных в исследование пациентов. Была выявлена высокая частота сочетанных форм аллергической патологии, преобладали легкие формы АР и/или АРК, БА и АД. Большинство детей впервые
контактировали с аллергенами кошки в раннем возрасте. Значимых различий в течении аллергической патологии в зависимости от возраста первого контакта с аллергенами кошки выявлено не было. Выявлена тенденция к большей распространенности БА у детей, имевших пренатальный контакт с аллергенами кошки. Полученные данные требуют дальнейшего уточнения и проведения генетического обследования пациентов.
Информация с rmj.ru