Проблема стигматизации у ВИЧ-инфицированных детей
Василевский И.В.
Белорусский государственный медицинский университет, Минск, Беларусь
Цель. Проанализировать основные проблемы, связанных со стигматизацией
у ВИЧ-инфицированных детей.
Материалы и методы. Использованы современные литературные данные по
изучаемому вопросу, а также личный практический опыт.
Результаты и обсуждение. Стигма — это определенное качество или
признак индивидуума, который определяется индивидуумом как неприемлемый,
негативный, неприятный. Это качество не соответствует собственным принципам и
мировоззрению и актуальным в данный момент ценностям общества. Стигма является
проблемой для людей, живущих с ВИЧ, а дети и подростки сталкиваются с
дополнительной проблемой противостояния проблемам сверстников, полового
созревания и идентичности, связанным с взрослением.
Согласно многочисленным исследованиям ряд направлений стали основными
проблемами стигматизации у ВИЧ-инфицированных детей: тревога, связанная с
раскрытием информации, приверженность лечению, ощущение ненормальности, проблемы
психического здоровья и социальная изоляция. Эти темы указывают на множество
дополнительных неблагоприятных последствий, с которыми, возможно, придется
столкнуться детям и подросткам после постановки диагноза стигматизирующего
заболевания [Robinson А. с соавт., 2023]. Тревога, связанная с раскрытием
информации, может выступать в качестве серьезной проблемы, с которой
сталкивается пациент, и которая отличается от опыта взрослых [Rueda S. с соавт.,
2016].
Сообщается, что в соответствии с ожидаемой стигмой приверженность лечению
особенно низкая у подростков из-за ожидания стигмы со стороны друзей и семьи,
если их статус будет раскрыт. Это может привести к дальнейшим проблемам с
физическим здоровьем и появлению устойчивых к лечению штаммов вируса [Rao D. с
соавт., 2007].
Период детства и подросткового возраста наполнен большой потребностью
приспособиться к среде сверстников. Появление темы «чувство ненормальности»
подчеркивает важность этого в жизни ВИЧ-инфицированных детей. Ощущение
ненормальности приводит к отчуждению из-за жизни с таким стигматизированным
заболеванием. Желание чувствовать себя «нормальным» является классической
характеристикой полового созревания, и «ненормальность» стигматизирующего
заболевания, по-видимому, радикально влияет на благополучие этих молодых людей,
дети активно скрывают свой статус от сверстников [Crosnoe R., 2011].
Проблемы психического здоровья включают различные уровни душевных страданий:
от общей печали до суицидальных намерений. Социальная изоляция происходит в
семье, среди сверстников и в обществе и включает в себя изолирование детей или
подростков, живущих с ВИЧ. Установленная стигма, такая как дразнительство,
издевательства и насмешки приводят к социальной изоляции человека с ВИЧ [Rydström
L.L. с соавт., 2016].
Выводы. Наличие ВИЧ может иметь множество неблагоприятных последствий
для здоровья и благополучия человека. Результаты исследований показывают, что
дети и подростки сталкиваются с проблемами, связанными с тревогой, связанной с
раскрытием информации, соблюдением режима лечения, ощущением ненормальности,
проблемами со здоровьем и социальной изоляцией. Стигма – еще одна из серьезных
проблем, связанных с ВИЧ. Стигма относится к социальному процессу навешивания
ярлыков, стереотипов и предрассудков, вызывающих разделение, обесценивание и
дискриминацию конкретных людей в популяции. Стигма является одним из основных
препятствий на пути профилактики и лечения ВИЧ. При этом следует подчеркнуть,
что в современных условиях дети и подростки должны жить полноценной жизнью с
хроническим заболеванием, но необходимо тщательно создавать условия для
минимизации проявлений стигматизации у ВИЧ-инфицированных детей.
Опубликовано: Научное издание. Международная научно-практическая
конференция «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ У ДЕТЕЙ». Материалы конференции-
СПб.: «Человек и его здоровье», 2024 г. – С. 74-75.
материал MedLinks.ru