Особенности организации сестринского процесса в педиатрии
Василевский И.В.
Белорусский государственный медицинский университет
Как известно, сестринский процесс является методом организации и оказания сестринской помощи больным, здоровым, который включает в себя пациента, его родителей и медицинскую сестру в качестве взаимодействующих лиц. Как и любая другая организационная структура, сестринский процесс имеет свои характеристики: цель, организацию, механизм реализации. Сестринский процесс является наиболее перспективной моделью работы, так как в ходе выполнения его пациент рассматривается не как случай заболевания, а как личность, причем учитывается не только «Я» больного, но и реакция на его заболевание окружающих, родственников, близких, т. е. микросоциума пациента. Подробный разбор ситуаций, моделирование и анализ многообразия проблем в наиболее полной мере вскрывает всевозможные варианты решений задачи оказания помощи и организации действенного и высококвалифицированного ухода за пациентами. Недаром большой смысл имеет известная поговорка – «Врач лечит, а сестра выхаживает больного». Особое значение это имеет при разборе особенностей организации ухода и наблюдения за детьми различных возрастных групп.
При работе с детским населением часто приходится сталкиваться с определенными трудностями, обусловленными прежде всего тем, что сестринский персонал педиатрических служб вынужден работать не столько с пациентом, сколько с его окружением (родителями, бабушками, дедушками). Это накладывает определенную специфику этического поведения сестринского персонала. Именно при организации работы медицинских сестер различного уровня необходимо помнить, что психологический компонент деятельности по своему объему равен сугубо профессиональному, связанному со знанием анатомо-физиологических особенностей детского организма и условий протекания тех или иных заболеваний.
Служба охраны здоровья матери и ребенка имеет свою специфику, в связи с чем и труд среднего медицинского работника в этой сфере во многом отличается от труда всех остальных специалистов со средним медицинским образованием. Международный опыт тоже свидетельствует о том, что с детьми должны работать специально подготовленные медсестры, за рубежом специальность детской медсестры уже давно сформировалась как самостоятельная.
При планировании и осуществлении медицинской помощи детям особого внимания заслуживают следующие позиции:
• признание каждого ребенка отдельной развивающейся личностью;
• планирование здравоохранения с учетом поддержки сохранения целостности семей, так как семья – важнейший опекун ребенка;
• принятие во внимание физических, психологических, социальных и духовных потребностей ребенка и его родителей;
• вовлечение ребенка и его семьи в принятие решений;
• донесение информации до ребенка на доступном ему уровне;
• действия в интересах ребенка, особенно в области здоровья.
Такое понимание философии сестринского дела в педиатрии вполне соответствует определению ВОЗ роли медсестры. В соответствии с ним, она заключается в обеспечении физической и психологической поддержки здоровых и больных людей, оценке состояния здоровья отдельных лиц, укреплении здоровья, предупреждении заболеваний, обеспечении и поддержании здоровой обстановки, участии в санитарном просвещении, осуществлении совместно с врачом медицинского обслуживания, предоставлении рекомендаций, проведении реабилитационных мер (Д.И.Зелинская, 2011).
В своей повседневной практике медицинские сестры, работающие в детских отделениях, должны:
• представлять интересы ребенка и его семьи;
• защищать детей, не достигших совершеннолетия, в случае возникновения разного рода конфликтов и сложных жизненных ситуаций;
• понимать желания и волнения ребенка;
• внедрять сестринский уход за детьми в самой подходящей для этого среде, по возможности – у них дома;
• сводить к минимуму душевные травмы, связанные с госпитализацией, и увеличивать лечебный эффект последней.
Главное в сестринской деятельности – уход, причем наиболее сложной формой сестринского ухода является уход за больным ребенком в стационаре. Основная особенность ухода в педиатрии состоит в том, что он будучи направлен на ребенка, касается и семьи, так как побуждает ее к активности. Это – специфическая сторона деятельности медсестры, отличающая ее от работы врача. Медсестра самостоятельно определяет, какие техники ухода применять с учетом состояния здоровья и возраста ре- бенка, особенностей семейного окружения, социальных характеристик пациента, а также как его организовать.
В процессе ухода проводится сестринский мониторинг состояния ребенка и терапевтических эффектов. Исходя из своего опыта, теоретических и практических знаний, медсестра отслеживает изменения в физическом и психическом здоровье ре- бенка и самостоятельно принимает решения по организации, содержанию и структуре ухода, доврачебной помощи, в том числе – при неотложных состояниях, когда обстановка меняется каждую минуту. В программу ухода, конечно, входит выполнение всех врачебных назначений и рекомендаций, диагностических и лечебных мероприятий, чему очень помогают стандарты. Стандарты, алгоритмы представляют собой инструмент управления качеством сестринской помощи, определяют предел компетенции среднего медицинского персонала при самостоятельном оказании помощи, что в определенной мере защищает медсестру в процессе ее про- фессиональной деятельности. Теория и практика сестринского процесса, введенные в систему подготовки средних медицинских кадров, способствуют повышению профессионального уровня персонала и улучшают результаты сестринских вмеша- тельств.
Медсестра, работающая с детьми, должна обладать широким спектром знаний и умений. Ей необходимо хорошо ориентироваться в вопросах здоровья и нездоровья детей разного возраста, в организации ухода за больными и здоровыми детьми в условиях стационара и на дому, необходимо знать теоретические и практические основы организации сестринского дела в детских медицинских учреждениях, основы профессионального общения и консультирования/санитарного просвещения (здо- ровый образ жизни, воспитание здорового ребенка и т.д.), свои функциональные обязанности, права и границы ответственности. Она должна быть осведомлена в вопросах законодательства и права в здравоохранении, международных и отечественных норм по правам и защите детей в разных жизненных ситуациях, разделять философию и этику сестринского дела в педиатрии.
Большое значение для профессиональной реализации медсестры как самостоятельного специалиста имеет организация сотрудничества в команде врач – медсестра. Там, где между медсестрами и врачами установлено взаимодействие на основах равноправия, эффективны профилактическая работа, лечебный процесс и все другие стороны медицинской деятельности педиатрической службы.
Специфика педиатрии состоит в том, что сбор информации непосредственно от больного часто затруднен в силу возрастных особенностей, знания пациента о строении и функционировании своего тела, умения дифференцировать ощущения, возможности высказать свои ощущения, сомнения и тревоги. До четырех, пяти лет ребенок не может определить локализацию боли, ее характер на словах: «Болит голова, живот, нога…», однако нередко не может показать больное место рукой. Или подросток-невротик во время обследования не может четко описать ощущения: «Все болит — и сердце, и печень, и спина, и ноги, и руки…». Проблема постановки сестринского диагноза, как правило, не имеет затруднений, если проведен достаточно полный сбор информации на этапе обследования. В педиатрии сестринский диагноз складывается из трех составляющих — биолого-генеалогических (особенности развития, перенесенные ранее заболевания, травмы, особенности акушерского анамнеза); социального (тип воспитания, бытовой статус); клинического (основные проблемы, связанные со здоровьем). Сестры при изучении данной ступени сестринского процесса должны владеть навыками систематизации и умением группировки (А.Ф.Краснов, 2000).
С целью иллюстрации и практического подхода к обсуждаемой проблеме этапы сестринского процесса в педиатрии с учетом имеющихся рекомендаций можно представить следующим образом.
1 этап – Обследование пациента.
Цель – получение информации для сестринской оценки состояния пациента.
Методы:
— Сбор анамнеза: история возникновения проблемы в здоровье пациента, социологические данные, сведения о развитии ребенка, его культуре, духовном развитии, психологические особенности (индивидуальные особенности характера, самооценка и способность принимать решения).
— Результаты физикального и функционального обследования (Т0, ЧСС, ЧДД, АД).
— Данные лабораторного исследования.
— База данных о пациенте — сестринская история болезни.
2 этап – Проблемы пациента (сестринский диагноз).
Цель – Определение существующих и потенциальных проблем пациента, их причины, сильных сторон пациента, которые могут предупредить или разрешить эти проблемы.
Методы:
— Сестринское диагносцирование состояния пациента, определение потребностей, выявление существующих и потенциальных проблем (первичных, промежуточных, вторичных).
— Постановка сестринского диагноза в РЕS- формате (проблема–причина–характерные проявления =симптомы).
3 этап — Планирование сестринских вмешательств по уходу.
Цель — Определение характера сестринских вмешательств по уходу и разработка плана сестринских вмешательств.
Методы:
— Постановка целей сестринских вмешательств (краткосрочных, долгосрочных).
— Участие пациента/родителей в планировании ухода.
— Стандарты сестринской практики.
— Составление письменного плана ухода за пациентом.
4 этап — Сестринские вмешательства.
Цель — Выполнение действий в соответствии с намеченным планом, их документирование.
Методы:
— Категории действий: независимые, зависимые, взаимозависимые.
— Потребность пациента в помощи (временная, постоянная, реабилитирующая).
5 этап — Оценка эффективности сестринского процесса.
Цель — Оценка реакции пациента на сестринские вмешательства, анализ качества предоставленной помощи и оценка полученных результатов.
Методы:
— Оценка действий медсестры (самооценка).
— Мнение пациента и его семьи.
— Оценка действий медсестры руководителем (старшей и главной медсестрами).
— Сильные и слабые стороны профессиональной деятельности медсестры.
— Пересмотр и корректировка плана.
В процессе профессиональной деятельности медицинских сестер педиатрической службы следует помнить об особенностях сестринского процесса в педиатрии. Указанные особенности могут быть ссумированы следующим образом.
1. Введение игровой терапии с целью:
- Помочь ребенку побороть страх и волнение, связанные с болезнью, медицинскими манипуляциями и госпитализацией.
- Проведение мер по уменьшению психологического напряжения у больного ребенка.
2. При сборе информации о состоянии здоровья ребенка:
- Внимательно слушать ребенка.
- Вызывать у ребенка чувство доверия, объяснять, что о проблемах ребенка никто не будет знать.
- Доброжелательно относится к ребенку и его семье.
- При необходимости уточнять ответы ребенка.
- Не использовать медицинские термины.
3. При решении проблем пациента:
- Способствовать посещениям ребенка родителями.
- Успокаивать ребенка прикосновениями, поглаживанием.
- Малышей брать на руки.
- Во время процедур общаться ласково, хвалить за хорошее поведение.
- Разрешать брать в отделение любимые игрушки, книги, одежду.
4. При подготовке к манипуляциям:
- Давать честные объяснения, что ребенок почувствует и увидит.
- Объяснять, какие части тела будут подвержены процедуре.
- Ознакомить ребенка с предстоящей процедурой, дать поиграть с некоторыми инструментами в ходе терапевтической игры.
- Позволить «помогать» во время процедуры: подержать что-то, самому сесть/лечь.
- При болезненных манипуляциях отвлекать внимание сказками, стихами, дыхательными упражнениями.
5. При решении психоэмоциональных проблем:
- Обеспечить ребенку максимально приближенную к домашней обстановку.
- Обсуждать с родными проблемы, требующие психологической адаптации.
- Максимально поощрять положительные эмоции ребенка.
- Дать возможность ребенку выразить свои страхи.
- Отмечать изменения настроения ребенка, его внешнего вида, отношение к лечению и окружающим.
6. При решении социальных проблем следует корректно и доброжелательно выяснить:
- Полноту семьи.
- Бытовые условия и материальный достаток.
- Психологический климат в семье, дошкольном образовательном учреждении, в школе.
Заключая вышесказанное, следует подчеркнуть, что при оказании помощи и предоставлении ухода за здоровыми и больными детьми, находящимися на стационарном лечении и приходящими на прием к врачу, могут возникать определенные затруднения, связанные с особенностью детского контингента. Сестринский процесс здесь предъявляет высокие требования к этике и психологии медицинской сестры, которая не должна отходить от профессиональных факторов, базирующихся на:
— знании и понимании анатомо-физиологических нюансов подрастающего организма;
— условиях протекания различных заболеваний непосредственно у детей, отличающихся от аналогичных условий в случае со взрослым человеком.
В сестринском процессе педиатрического отделения выделяют универсальные потребности, в которых, так или иначе, нуждаются все пациенты, независимо от возрастных групп. К данной категории относят потребность в пище, сне, одевании, раздевании, поддерживании нормальной температуры тела, бодрствовании, чистоте и так далее. Выявить универсальные потребности не сложно, следуя естественной логике развития детей в разных возрастных категориях, так как все дети неизбежно нуждаются:
- в рациональном питании и питьевом режиме,
- в гигиене и рациональной одежде и тому подобное.
Современные родители, к примеру, до рождения малыша могут даже не подозревать о тех трудностях, нуждах и потребностях, которые ему необходимы. Обучить родственников особенностям ухода, объяснить проблемы ребенка в конкретном возрасте – это и есть задача медсестры педиатрического отделения. Кроме универсальных трудностей, присущих всем детям, медицинская сестра обязана различать индивидуальные особенности личности малыша, свойственные его возрасту. Например, ребенок может слабо развиваться в психическом или физическом плане, может отставать от детей своей группы или опережать их в развитии, может неверно проводить самооценку или понимать конкретные вещи, неправильно истолковывать социальные связи и тому подобное. Игнорировать индивидуальность малыша медсестра не может и не должна! (Медицинская сестра РФ, 2016).
Опубликовано: Медицинские знания. 2021. — №3. – С. 14-17.
материал MedLinks.ru