НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ЛЮБИТЕЛЬСКОМ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Научная статья
Карпенко В.Н.1, *, Тулинов К.В.2
1 ORCID: 0000-0002-6569-3253,
1 Краснодарский государственный институт культуры, Краснодар, Россия;
2 Народный ансамбль «Барыня» Нью-Йорк, США
* Корреспондирующий автор (nikita-61[at]mail.ru)
Аннотация
В данной статье авторы рассматривают воспитание толерантности в любительском хореографическом коллективе средствами народного танца. Проблема межнационального взаимодействия приобретает особую актуальность и сложность в полиэтническом многонациональном российском обществе, развитие отношений этносов между собой и с другими народами мира обуславливает цели и содержание воспитания межнациональной толерантности у подрастающего поколения.
Ключевые слова: народный танец, толерантность, хореографический коллектив.
FOLK DANCE AS A MEANS OF TOLERANCE EDUCATION IN AMATEUR CHOREOGRAPHIC COLLECTIVE
Research article
Karpenko V.N.1, *, Tulinov K.V.2
1 ORCID: 0000-0002-6569-3253,
1 Krasnodar State Institute of Culture, Krasnodar, Russia;
2 “Barynia” folk ensemble, New York, United States
* Corresponding author (nikita-61[at]mail.ru)
Abstract
The authors consider the cultivation of tolerance in the amateur choreographic group using folk dance in the article. The problem of interethnic interaction acquires particular urgency and complexity in a multi-ethnic multinational Russian society, the development of relations of ethnic groups among themselves and with other nations of the world determines the goals and content of education of interethnic tolerance among the younger generation.
Keywords: folk dance, tolerance, choreographic group.
Танец – явление социальное. В нем нашли отражения положения людей в обществе, их взаимоотношения, отражающие чувства людей связаны с общественным укладом их жизни. В них находится яркое выражение чувства национальной гордости, любви, достоинства, радости труда, чувства возвышенного и других проявлений души человека [9, с. 45].
Искусство танца жизнеутверждающе, оно живет во имя человека, во славу его, воспевает его величие и здоровый дух.
«Народный танец – это жизнелюбивый вид искусства, пластический портрет народа, зримая песня, таящая в себе часть народной души» [7, с. 13].
Все народы мира имеют собственные особенности в исторических этапах своего развития, зависящие не только от географических и климатических условий, но и от общественно-социальных, экономических и политических условий жизни. Отражается это бытие народа в его песнях и танцах. Национальные культуры обладают, свойственными только им самобытными народными обычаями и обрядами. Как закономерность, именно посредством народного танцевального и музыкального искусств, можно отобразить традиции, продемонстрировать, как древние, так и новые обычаи и обряды.
«Танец – один из самых древних и массовых видов искусства. В нем находят отражение социальные и эстетические идеалы народа, его история, трудовая деятельность на протяжении веков, жизненный уклад, нравы, обычаи, характер» [2, с. 87-88].
Художественно отражая действительность, танец передает миропонимание народа, его современное представление о прекрасном – это одна из главных художественных особенностей народного танца, в котором отражается понимание действительности средствами издавна сложившегося танцевального языка, доступного, понятного народу [8, с. 6-7].
В процессе воспитания занятиями народным танцем мы параллельно изучаем обряды определенного этноса. Самое ценное в летописи любой народности – это ее фольклор, традиции. Перед знакомством с танцами какой-либо народности преподаватель, руководитель дает небольшую историческую справку о своеобразном лексическом материале, выраженном в хореографии, совершает некий экскурс, повествуя о темах танцев, которые отражаются в композиционных построениях и костюмах. В процессе занятий у детей формируется не только понятие о хореографии, но и общечеловеческая культура в целом [3, с. 84].
Перед руководителем хореографического коллектива стоит задача – организовать взаимодействие учащихся с танцевальным искусством, подготовить их к преодолению технических и творческих трудностей в процессе обучения.
Н.С. Надеждина говорила: «Художник, работающий в области народного искусства, должен помнить три условия: нужно любить свою Родину, нужно любить народное искусство, нужно увидеть глазами поэта жизнь своего народа, искусство которого ты преподносишь публике» [11, с. 7].
В течение десятилетий народ сохранял и передавал незыблемые традиции бытовых танцев, в которых отражались традиционные уклады жизни, праздничные каноны и кодексы морали. С каждым годом уклад жизни видоизменялся и приводи к переменам в характере и в исполнительской манере танца. Зарождались новые формы народной хореографии.
В последние годы значительно вырос интерес к танцевальному искусству в России. В районных Дворцах культуры, Домах творчества проводится занимательная работа с детьми в области хореографии. Встречаются детские самодеятельные коллективы, которые имеют в своем составе десятки и даже сотни человек – это ансамбли народного, бального, а так же современного танца, где педагоги работают над созданием танцевальных номеров, а коллективы над сюжетными танцами. Благодаря всевозрастающим культурным и эстетическим потребностям народа, от работников искусства и культуры требуется уделить должное внимание детской танцевальной практике.
Что касается руководителей профессиональных и любительских хореографических коллективов, то кто, как ни они, являются главными центрами воспитания и пропаганды толерантного отношения участников ансамбля. Можно привести множество примеров таких ансамблей, но, на наш взгляд, одним из самых ярких представителей является Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Александровича Моисеева. И.А. Моисеев один из многих, кто под своим крылом воспитал плеяду профессиональных артистов различных этнических групп и национальностей. Ансамбль И.А. Моисеева считается первым в мире профессиональным хореографическим коллективом, который занимается пропагандой народных танцев всего мира.
С каждым годом все более возрастает роль хореографического искусства в воспитании любительских танцевальных коллективов, повышении их творческой активности, в организации свободного времени студентов, учащейся молодежи, школьников. Среди наиболее массовых форм художественной самодеятельности можно назвать танцевальную. Многочисленные хореографические коллективы ведут напряженную творческую работу в дворцах культуры, домах детского творчества, детских эстетических центрах.
Проходящие во всем мире фестивали народного художественного творчества молодежи, ставят перед руководителями и участниками танцевальных коллективов задачи повышения политического и культурного уровня, совершенствования мастерства, создания новых хореографических постановок, высокоидейных по содержанию, ярких по форме, различных по жанрам. Прежде всего это должны быть танцы, показывающие патриотические чувства к Родине, затрагивающие социальные проблемы человечества, проблему добра и зла и, конечно же танцы народов России и мира.
Танцы, отражающие чувства людей, в подавляющем большинстве связаны с общественным укладом их жизни. В них находят яркое выражение чувства национальной гордости, достоинства, радости труда, любви, чувства возвышенного, трагического и другие. Любое идейное содержание танцевальной композиции, характер, условия и определенная ситуация исполнения танца уже определены его предназначением в реальной жизни, именно тем, что он показывает в образной эмоциональной конфигурации, что он утверждает с сценических подмостков. Вот к примеру. Когда девушка-невеста прощается с подружками, как бы расставаясь с беззаботной юностью, все собравшиеся на «девишник» невольно воспринимают происходящее событие с некоторым оттенком грусти и сожаления, что она вступает в новый период жизни. Здесь и чувство беспокойства за то, как сложится в дальнейшем ее жизнь. Все это накладывает свой отпечаток на настроение, которое выражается в танцах, исполняемых на этом «девишнике».
Р.В. Захаров пишет, характеризуя содержание русских танцев: «Русские хороводы», «Камаринская», «Барыня», сколько разнообразных настроений выражают они! Здесь и широкое дыхание, и буйная удаль, и плавная лебединая поступь, и веселый, неудержимый, искрящийся задор, и смелость, и отвага, и чувство национальной гордости [6, с. 34].
Множество профессионалов и мастеров хореографии, работали над таким феноменом танцевального искусства, как народный танец. Отражали национальный характер и колорит, который свойствен тому или иному народу, воплощая его в танце. Творчество этих людей до сих пор нам транслируют профессиональные ансамбли песни и пляски, являя собой преданность и кладезь знаний, накопленных многими годами. В жизни современного человека по-прежнему используются такие танцы как: свадебные, обрядовые, ритуальные, бытовые и другие, что иной раз подтверждает о том, насколько богаты наша земля и ее трудолюбивый народ танцевальным искусством.
Танец является инструментом общественного физического и духовного воспитания.
В связи с тем, что резко возросла напряженность в человеческих отношениях и обострилась необходимость понимания ценностей ненасилия, терпимости, умения уважать права, свободу и культуру другого человека. проблемы формирования толерантности становятся особенно актуальными в наши дни. Без тщательного анализа причин ментальной несовместимости человеческих сообществ обойтись в наше время нельзя. Используя возможности сферы образования, именно в этой основе следует искать эффективные средства предупреждения межэтнических процессов
Одно из этимологических значений понятия «толерантность» предполагает способность выдерживать и принимать другого индивида как отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию» [1, с. 14-15].
Толерантность – это активное социальное поведение, к которому человек приходит добровольно и осознанно [10, с. 317].
Главной задачей толерантности на сегодня является уважительное и ненасильственное отношение к различным полиэтническим меньшинствам. Если с детства правильно воспитать ребенка и развить у него чувство эмпатии, то можно с уверенность сказать, что ребенок будет этически нравственною личностью. Однако в современном обществе продолжают развиваться конфликтные ситуации, агрессия зачастую переходит в открытые формы жестокого обращения друг с другом. Поэтому актуальность проблемы нашего исследования велика сегодня, а это значит, что нужно вырабатывать навыки коммуникативной толерантности, социализации человека и установлению его отношений, в первую очередь с самим собой, а затем и с окружающим его миром.
В современном обществе межэтнические и межконфессиональные конфликты продолжают нарастать с большим размахом, тем самым могут стать прямой внутренней угрозой безопасности страны. Сегодня, к сожалению, мы замечаем отрицание привычных для человечества общих понятий и ценностей, которые пришли к нам от наших предков.
«Толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает все возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира» [4, с. 81].
Когда руководитель не знаком со спецификой культуры того или иного народа, он не сможет правильно отразить все детали в своей хореографической постановке. Если попытаться связать воедино все ошибки, допускаемые многими руководителями любительских коллективов, то это может вылиться в межнациональный конфликт, а так же задеть чувства конкретного индивидуума, относящегося к определенному этносу.
Проанализировав и обобщив материалы педагогов и великих деятелей хореографии, мы можем сказать о том, что потенциал народного танца неисчерпаем, по средствам хореографической пластики он несет огромное воспитательное значение для всего народа. Педагог любительского хореографического коллектива должен проявлять особую внимательность к тому, чтобы участники ансамбля, представители других этносов не оказались отвергнутыми только потому, что не освоили правильность исполнения какого-либо движения народного танца. Тогда у них может проявиться настороженность, тревожность, недоверие и неверие в собственные силы.
Подобная ситуация возможно приведет к чувству стыдливости за принадлежность к определенному генезису, в будущем утаивать свое этническое происхождение и ощущению неполноценности. Ни каким образом нельзя допустить развитие конфликтов, как внутренних, так и внешних, что возможно приведет к обострению межэтнических взаимодействий. Поэтому через народный танец педагог должен попытаться передать огромный воспитательный потенциал, влияющий на социализацию ребенка.
Обращаясь к истокам народного творчества, мы знакомимся с характером народа, проникаем в его традиции и мироощущения. Это имеет серьезное значение в настоящий момент, когда самой уязвимой сферой в нашем обществе является сфера отношений между различными этническими группами. Зачастую представители одной народности унижают людей других наций. Без уважения к другой культуре, наладить эти отношения невозможно. А как уважать то, о чем имеешь самое приблизительное представление. Для этого необходимо руководителям как профессиональных, так и любительских коллективов изучать танцевальные и специфические особенности народов мира. Нужно прививать подросткам любовь к народной хореографии и чем глубже будут знания исполнителей, тем ярче раскроется замысел и характер постановки.
Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. По мысли Л.С. Выготского, танец формирует художественное «я» ребенка как составную часть орудия «общества, посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа [5, с. 139].
Таким образом, народный танец ставит целью не только ознакомить участников любительского хореографического коллектива с танцевальной культурой различных народов, но и воспитать интерес, бережное отношение к народному танцевальному искусству, как вненациональному общекультурному достоянию. Вместе с тем, воспитать уважение к культуре и традициям разных народов, чьи эстетические и нравственные идеалы так ярко отражены в народных танцах.
Конфликт интересов
Не указан. |
Conflict of Interest
None declared. |
Список литературы / References
- Асмолов А.Г. На пути к толерантному сознанию / А.Г. Асмолов – М.: 2000. – 255 с.
- Василенко В.П. Художественная самодеятельность и фольклор / В.П. Василенко – М.: 1979. 354 с.
- Волков И.П. Воспитание творчеством / И.П. Волков. – М.: Знание, 1989. – 384 с.
- Воробьева О.Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся / О.Я. Воробьева – М.: 2007. – 160 с.
- Выготский Л.С. Психология искусства: Анализ эстетической реакции / Л.С. Выготский – М.: Лабиринт, 1997. – 413 с.
- Захаров Р.В. Искусство балетмейстера / Р.В. Захаров – М.: Искусство, 1954, – 430 с.
- Карпенко В.Н. Народно-сценический танец: монография / В.Н. Карпенко, И.А. Карпенко, Ж. Багана. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 306 с.
- Константиновский В.С. Учить прекрасному / В.С. Константиновский – М.: Молодая гвардия, 1973. – 325 с.
- Королева Э.А. Ранние формы танца / Э.А. Королева. – Кишинев: Штиинца, 1977. – 204 с.
- Леонтьев Д.А. К операционализации понятия «толерантность» / Д.А. Леонтьев – М.: 2009. – 377 с.
- Надеждина Н.С. Танцует «Березка» / Надеждина Н.С., Чижова А.Э. – М.: Сов. энциклопедия 1967. – 217 с.
Список литературы на английском языке / References in English
- Asmolov A.G. Na puti k tolerantnomu soznaniyu [On the way to tolerant consciousness] / A.G. Asmolov – M .: 2000. – 255 p. [in Russian]
- Vasilenko V.P. Hudozhestvennaya samodeyatel’nost’ i fol’klor [Amateur and folklore] / V.P. Vasilenko – M .: 1979. – 354 p. [in Russian]
- Volkov I.P. Vospitanie tvorchestvom [Education creativity] / I.P. Wolves. – M .: Knowledge, 1989. – 384 p. [in Russian]
- Vorob’eva O.Ya. Pedagogicheskie tekhnologii vospitaniya tolerantnosti uchashchihsya [Pedagogical technology education tolerance students] / O.YA. Vorobyov – Moscow: 2007. – 160 p. [in Russian]
- Vygotsky L.S. Psihologiya iskusstva: Analiz ehsteticheskoj reakcii [Psychology of art: Analysis of the aesthetic reaction] / L.S. Vygotsky – M .: Labyrinth, 1997. – 413 p. [in Russian]
- Zakharov R.V. Iskusstvo baletmejstera [The Art of the Choreographer] / R.V. Zakharov – Moscow: Iskusstvo, 1954, – 430 p. [in Russian]
- Karpenko V.N. Narodno-scenicheskij tanec: monografija [Folk stage dance: monograph] / V.N. Karpenko, I.A. Karpenko, J. Bagan. – M .: INFRA-M, 2016. – 306 p. [in Russian]
- Konstantinovsky V.S. Uchit’ prekrasnomu [To teach the beautiful] / V.S. Konstantinovsky – M .: Young Guard, 1973. – 325 p. [in Russian]
- Queen E.A. Rannie formy tanca [Early dance forms] / E.A. Queen. – Chisinau: Shtiintsa, 1977. – 204 p. [in Moldova]
- Leontyev D.A. K operacionalizacii ponyatiya «tolerantnost’» [On the operationalization of the concept of «tolerance»] / D.A. Leontyev – Moscow: 2009. – 377 p. [in Russian]
- Nadezhdina N.S. Tancuet «Berezka [Dance «Birch»] / Nadezhdina N. S., Chizhova A.E. – M .: Sov. Encyclopedia 1967. –217 p. [in Russian]