Пестрякова И.А.
магистрантка социального факультета ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет»
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ТЕРМИНА «СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ»
Аннотация
В статье дано определение термина «социальные сети» с точки зрения гуманитарных, естественных и технических наук.
Задачи научного исследования:
- проанализировать научную литературу, где встречается термин «социальные сети»;
- изучить историю развития термина «социальные сети».
Ключевые слова: социальные сети, междисциплинарный подход, естественные науки, гуманитарные науки, технические науки.
Key words: networks, interdisciplinary approach, natural philosophy, social sciences, engineering science.
Интерес ученых к проблематике, связанной с социальными сетями, вызван резким увлечением людей сервисами социальных сетей. До начала текущего десятилетия теорией социальных сетей занимался ограниченный круг исследователей, хотя в неявном виде анализ социальных сетей присутствует в социологии, истории, антропологии, географии, социолингвистике, биологии и многих других дисциплинах. Развитие социальных сетей и воздействие их на социум рассматривает такая наука как история. История изучения социальных сетей рассматривает все этапы их развития и возникновения, а также влияние их на общество в каждый период определенного времени. История развития социальных сетей развивалась с созданием письменной формы коммуникации, привело к огромным изменениям в характере языкового общения людей, а вследствие этого — к ускорению информационных, технологических и социальных преобразований. Далее наступил стабильный период, когда технологии передачи данных не изменялись.
Таким образом, социальные сети, с точки зрения истории, – это коммуникационные технологии, которые начали свое развитие с появлением письменности и продолжают свое существование по настоящее время. Также, можно говорить о том, что социальные сети изучаются не только историей, но и социологией. Впервые термин «социальная сеть» употребил социолог «Манчестерской школы» Джеймс Барнсон в 1954 году, он исследовал взаимосвязи и взаимоотношения между людьми с помощью социограмм. Данный метод до сих пор используется в практической психологии и социологии при изучении малых групп, в рамках методики названой социометрией [1, С. 33]. Свободная энциклопедия «Википедия» определяет социальную сеть как скопление социальных объектов — людей или групп, которых можно рассматривать как сеть, где, узлы – объекты, а связи — социальные взаимоотношения.
В такой науке как психология, становление в большей степени психологического научного направления, связанного с изучением социальных сетей, началось с работ основоположника социометрии Якоба Леви Морено, психолога, выходца из Румынии, начавшего работать в Вене вместе с Зигмундом Фрейдом, но впоследствии отвергшим психоанализ. С 1925 года Морено жил в США, где разработал технологию, получившую название «социограмма». В США название «социальная сеть» как таковое первым предложил англичанин Джон Барнес, который в начале пятидесятых годов изучал систему социальных связей [2, C. 6]. Таким образом, определение социальных сетей, с точки зрения социологии, звучит так: социальные сети – это определенный способ коммуникационной связи между людьми, с целью построения ими социальных взаимоотношений.
Социальные сети изучаются не только учеными гуманитарных наук, но и естественных. Впервые массовое внимание к SNA привлекли работы психолога и математика Стэнли Мильграма (1967), попытавшегося экспериментально доказать гипотезу о существовании «феномена малого (тесного) мира» (small world phenomenon). Ее суть заключается в том, что через шесть рукопожатий (sixdegreesofseparation) все люди на планете могут быть связаны между собой. Каждый из людей сталкивается с этим феноменом, когда в случайной компании обнаруживаются общие знакомые. Если суметь проследить цепочку связей, то можно установить короткую связь между двумя случайно взятыми людьми. Таким образом, с точки зрения математических наук социальные сети – это системные связи между узлами (людьми), не предусматривающие никакого социального аспекта.
Из всех книг о сетях, наиболее интересной признана работа Альберта Ласло Барабаши «Связанность, новая наука о сетях» (Linked: The New Science of Networks). Он подошел к изучению социальных сетей с естественнонаучных позиций. А. Л. Барабаши уверен в фундаментальной важности сетей и объясняет спецификой сетей такое множество явлений, что его сравнивают с Пифагором, который говорил «все есть число», А. Л. Барабаши утверждал «все есть сеть». Его подход получил освещение во многих изданиях, начиная от научных журналов «Nature», «Science», «Science News» и популярных «American Scientist», «Discovery», «National Geographic» и «New Scientist» до газет «New York Times», «USA Today», «Washington» и «BusinessWeek»[3, C. 89].
А. Л. Барабаши построил свою систему взглядов, используя новые подходы к теории сетей и, в частности, разработанный им математический аппарат безмасштабных сетей (scale-freenetwork). Использование термина безмасштабные сети нельзя признать удачным, так как масштабирование есть, но оно не ограничено. Новизна взглядов А. Л. Барабаши заключается в том, что до него социальные сети считались случайными, а он показал, что эти сети имеют сложную внутреннюю структуру. В них есть узлы с меньшим числом связей, а есть с большим количеством связей; внутренняя инфраструктура определяет их свойства; сети могут складываться стихийно или под чьим-либо управлением. В частности, А. Л. Барабаши показал, что в том случае, если некоторая сетевая система эволюционирует без воздействия внешних регуляторов, количество связей, которыми суммируются узлы, не случайно. В итоге, только теорией А. Л. Барбаши нельзя объяснить всю сложность социальных процессов [3, C. 87]. Таким образом, с точки зрения естественных наук, социальные сети – это определенное количество связей, которое может регулироваться кем-либо, или наоборот, иметь стихийный характер.
В контексте заявленной проблемы важным становится также понимание образования, развития и использования социальных сетей в такой науке как педагогика. Особое место в общении студентов в рамках социальных сетей занимает обсуждение преподавателей. Если педагог случайно оказался втянутым в неприятный разговор «на стене» страницы в социальной сети, то возникает педагогическая ситуация, требующая от него опыта, мудрости, такта, дипломатии для принятия правильного решения и выбора корректной позиции, выражения негативной реакции. Поэтому новые Федеральные государственные образовательные стандарты требуют формирования не только профессиональных, но и общих компетенций. Социальные сети дают возможность для их формирования только в том случае, если образовательный процесс осуществляют социально-профессионально компетентные педагоги, владеющие в полной мере навыками общения в социальных сетях [3, C.40]. Таким образом, дадим определение понятию «социальные сети» с точки зрения такой гуманитарной науки, как педагогика. Социальные сети, с точки зрения педагогики, – это система, позволяющая функционировать педагогам и студентам в рамках информационного сообщества. Она имеет как отрицательные, так и положительные стороны.
Рассмотрев социальные сети, с точки зрения междисциплинарного подхода, можно дать их общее определение. Социальная сеть — это группа людей (или организаций, или других социальных единиц), связи, в которой являются социальными, а именно: дружбой, совместной работой или обменом информации. Хотя интернет и является основным источником избыточной информации, он также позволяет пользователю эффективно управлять своими социальными сетями и таким образом получать ту информацию, которая ему необходима. Отметим то, что гуманитарная область знаний о понятии социальных сетей находится на пересечении таких наук, как информатика, социология и математика. Ее исследователи изучают использование социальных сетей в общественных и деловых целях при помощи информационных и коммуникационных технологий (information communication technologies (ICTs), в том числе, интернета.
- Бабаева, Ю. Д. Психологические последствия информатизации / Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский // Психологический журнал, т. 19, № 1.– 2005, С. 89 – 100.
- Баранов, А. Б. Виртуальная коммуникация в социальной сети: основные понятия и модель взаимодействия / А. Б. Баранов // Вестник Университета Российской Академии Образования. – 2012.– №1. – С. 108-111.
- Белинская, Е. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты / Е. Белинская, А. Жичкина.– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 505с.