Менеджмент – система методов, приемов и подходов, применяющаяся для эффективного управления организацией. Медицинский менеджмент – это важное связующее звено между здравоохранением и экономикой. К задачам медицинского менеджмента относятся: реализация программ по улучшению качества лечебных, диагностических и профилактических медицинских услуг, а также внедрение принципов рационального использования имеющихся ресурсов (трудовых (медицинский персонал) и интеллектуальных ресурсов, материальных и финансовых ресурсов, медико-технологических ресурсов). При этом основная цель медицинского менеджмента, как и системы здравоохранения в целом, – снижение заболеваемости, инвалидизации и смертности населения.
Число коммерческих медицинских клиник ежегодно увеличивается. Это связанно с растущими потребностями граждан в получении качественного медицинского обслуживания и оперативной медицинской помощи. А, как известно, чем больше игроков на рынке, тем выше конкуренция. В этих условиях руководителям медицинских организаций просто необходимо выстраивать эффективную систему менеджмента.
Грамотное управление предполагает успешную реализацию бизнес-планов и стратегий, решение управленческих, юридических, финансовых и экономических задач, выстраивание коммуникации с пациентами, внедрение инновационных технологий и услуг в процессы деятельности, разработку маркетинговых стратегий на рынке. Маркетинговая стратегия – это важнейшая составляющая управления медицинской организацией. Если основная функция менеджмента – это управление внутренней средой клиники: ресурсами, финансами, технологиями и так далее, то сущность маркетинга заключается в управлении внешней средой, то есть потребителями. В совокупности менеджмент и маркетинг образуют единую систему управления экономической деятельностью медицинской организации.
Маркетинговые стратегии медицинских организаций разрабатываются на основе анализа потребностей клиентов, основная цель медицинского маркетинга – удержать постоянных клиентов клиники и привлечь новых. Для этого используются различные инструменты, например, маркетолог может продвигать на рынок клинику, как объект, такой вид маркетинга называется «маркетингом организации». В этом случае перед маркетологом стоит задача сформировать правильный имидж медицинской организации для того, чтобы у потенциальных клиентов название клиники ассоциировалось с высоким качеством предоставляемых услуг. Также для привлечения целевой аудитории проводится продвижение уникальных услуг или методов лечения в определенной клинике, продвижение высококлассных специалистов.