RNC Pharma: RNC Pharma представляет ТОР-20 компаний e-com сегмента российской фармацевтической розницы по итогам 1-2 кв. 2021 г.
Общий объём он-лайн продаж/бронирования продукции аптечного ассортимента (ЛП + парафармацевтика) в России по итогам 1-2 кв. 2021 г. достиг 94,2 млрд. руб. (в ценах конечного потребления, включая НДС). Это на 28,5% больше, чем за аналогичный период 2020 г., при этом суммарная динамика по российскому фармритейлу за период не смогла выйти из отрицательной зоны, здесь фиксируем -0,5%.
Да и то данный показатель обеспечивался только за счёт Rx-ассортимента, который пока не допущен к продаже он-лайн, остальные товарные группы ушли в заметный минус, на уровне -5,9%. За счёт опережающих темпов роста естественно повышается доля e-com продаж в общем объёме российского фармритейла, по итогам 1-2 кв. 2021 г. она достигла 14%*, что на 3,2% больше, чем годом ранее.
Организации, входящие в ТОР-20, по итогам анализируемого периода обеспечили выручку в размере 75,5 млрд. руб. (в ценах конечного потребления, включая НДС), что соответствует 80% от общего объёма операций в рамках e-com сегмента в России за 1-2 кв. 2021 г. Важно отметить, что доля топовых компаний продолжила сокращаться, даже несмотря на более чем серьёзную динамику большинства игроков в первой двадцатке. Пока темпы развития игроков за пределами топа выше, но подобная ситуация наблюдается только до тех пор, пока идёт активный переток клиентов из офф-лайна, дальше придётся конкурировать с крупными представителями он-лайн, там уже едва ли речь будет идти об опережающей динамике роста. Тем более, что с 1 сентября на фармрынок широким фронтом вышли маркетплейсы.
Абсолютный лидер фармацевтического e-com, безусловно, «Аптека.ру», по итогам 1-2 кв. 2021 г. организация контролировала 4,1% от общего объёма российской фармрозницы (с учётом парафармацевтического ассортимента), при этом динамика тут пока заметно хуже (11% в рублях) чем в среднем по сегменту. Зато организация за первую половину 2021 г. поставила своеобразный рекорд с точки зрения расширения количества участников, в структуру влилось почти 4,5 тыс. аптек, а это несомненно базис для серьёзного расширения объёма операций.
Серьёзное расширение количественного состава организаций ассоциативного формата стало вообще одной из примет времени, массовый приток новых партнёров переживают: «АСНА» (+2,1 тыс. участников), «ЗдравСити» (+2,4 тыс.) и др. структуры. Последняя, к слову, в рамках анализируемого периода демонстрирует один из лучших показателей рублёвой динамики, относительно 1-2 кв. 2020 г. продажи через структуру выросли на 109%. Максимальные же темпы роста за период показывает он-лайн направление сети «Ригла», организации удалось за год утроить объём операций, в итоге компания врывается на вторую строчку рейтинга. Значительной динамикой продаж из числа топовых компаний может похвастаться так же «Фармленд» (+132%).
Внушительный рост демонстрирует «СберЕаптека» (+67%), которая расположилась на третьей строчке рейтинговой таблицы, организация активно масштабирует свою деятельность в т.ч. за счёт выхода в новые регионы, так за полгода география сети увеличилась почти в три раза, по состоянию на 1 июля 2021 г. компания была представлена уже в 44 субъектах Федерации. Плюс продолжила развитие на традиционных рынках за счёт активного расширения количества точек. Почти такой же прирост продаж (66%) в он-лайне демонстрирует «Неофарм», причём здесь идёт речь не столько о расширении географии присутствия бизнеса, сколько о росте объёма операций в рамках существующих локаций.
№ |
Аптечная сеть |
Центральный офис |
Объём валовых e-com продаж в 1-2 кв 2021, млрд. руб. |
Прирост продаж относительно 1-2 кв 2020, %, руб. |
Доля1 на розничном-коммерческом фармрынке (ЛП + не ЛП) по итогам 1-2 кв 2021, %, руб. |
1 |
Аптека.Ру |
Новосибирск |
27,6 |
11 |
4,1 |
2 |
Ригла |
Москва |
5,7 |
199 |
0,9 |
3 |
СберЕаптека |
Москва |
5,6 |
67 |
0,8 |
4 |
Здравсити |
Москва |
4,6 |
109 |
0,7 |
5 |
ИРИС |
Москва |
4,5 |
35 |
0,7 |
6 |
Неофарм |
Москва |
4,1 |
66 |
0,6 |
7 |
Апрель |
Краснодар |
3,9 |
— |
0,6 |
8 |
Монастырев.рф |
Владивосток |
3,7 |
24 |
0,6 |
9 |
ГК Эркафарм |
Москва |
2,8 |
-4 |
0,4 |
10 |
АСНА |
Москва |
2,8 |
36 |
0,4 |
11 |
Имплозия2 |
Самара |
2,4 |
— |
0,4 |
12 |
Фармленд |
Уфа |
2,4 |
132 |
0,4 |
13 |
Аптека-Таймер |
Пермь |
2,3 |
-32 |
0,3 |
14 |
Планета Здоровья2 |
Пермь |
2,0 |
3 |
0,3 |
15 |
Аптечная сеть 36,62 |
Москва |
1,9 |
-6 |
0,3 |
16 |
Вита (Самара) |
Самара |
1,4 |
— |
0,2 |
17 |
Ваша №1 |
Москва |
0,5 |
— |
0,1 |
18 |
Алоэ (Ранее Эдифарм) |
С.-Петербург |
0,4 |
— |
0,1 |
19 |
ОАС Челябинск |
Челябинск |
0,1 |
— |
0,01 |
20 |
Социальная Аптека |
Ростов-на-Дону |
0,05 |
— |
0,01 |
1 — доля рассчитана от суммарного объёма коммерческого розничного рынка ЛП и парафармацевтики РФ |
|||||
2 — экспертная оценка |
|||||
Источник RNC Pharma®: Рейтинг российских аптечных сетей |
материал MedLinks.ru