В рамках эксперимента добровольцам давали понюхать образцы различных запахов, затем просили назвать запах, а также оценить его интенсивность и приятность. Среди тестовых запахов были лакрица, лимон, корица, рыба, мята и банан. Также проводился анализ генома добровольцев. В итоге внимание привлекли три гена, мутации в которых определяют, как человек воспринимает запахи рыбы, корицы и лакрицы.
Кстати, выяснилось, что редкий вариант одного из этих генов — TAAR5 — влияет на восприятие запаха рыбы. Этот запах связан с присутствием молекул триметиламина, которые обычно вызывают отвращение. Но при мутации в гене TAAR5 запах триметиламина не вызывает отвращения — у обладателей мутации этот запах ассоциируется с чем-то нейтральным или позитивным, к примеру, с карамелью, картофелем и даже розой.
Есть еще два более распространенных генетических варианта, которые влияют на индивидуальное восприятие запахов лакрицы и корицы. При наличии одной из мутаций наблюдается более острая, положительная реакция на запах транс-анетола. Это органическое соединение, дающее лакрице, анису и укропу характерный запах. Отдельный генетический вариант, «коричный», влияет на восприятие транс-циннамальдегида, стоящего за запахом корицы. Данная мутация делает корицу субъективно приятной и сильно пахнущей.