В начале профессиональной деятельности молодой специалист, как правило, не чувствует себя достаточно уверенно и нуждается в помощи более опытных коллег. Новому сотруднику требуется время, чтобы привыкнуть к своей социальной роли, сформировать образ специалиста, выработать собственный алгоритм действий в наиболее частых рабочих ситуациях, а также приобрести необходимые практические навыки для оказания помощи пациентам.
Важную роль в процессе адаптации играет уровень эмоциональной включенности врача. В первые годы молодые специалисты стараются максимально погрузиться в проблему каждого пациента и испытывают повышенные психологические нагрузки из-за появившейся ответственности и чрезмерного количества общения в течение рабочего дня. Период адаптации помогает врачу выработать навык дозирования эмпатической вовлеченности без ущерба качеству оказания медицинской помощи.
В случае длительных чрезмерных эмоциональных перегрузок у специалиста возможно развитие синдрома эмоционального выгорания, снижение компенсаторных функций психики и появление сомнений в собственной компетентности. По статистике около 20% врачей решают кардинально сменить сферу профессиональной деятельности в первые три года работы из-за сложностей в период адаптации.
Чтобы помочь молодым специалистам легче и быстрее адаптироваться к новым условиям, руководство медицинского учреждения должно сформировать индивидуальный план адаптации с учетом психологических навыков сотрудника, его профессиональных обязанностей и установленных правил взаимодействия на рабочем месте. Кроме того, для каждого начинающего работника подбирается опытный наставник.
Адаптация молодых специалистов к профессиональной медицинской деятельности обычно занимает около двух лет. За это время сотрудник знакомится с коллективом и условиями труда, осваивает должностные обязанности и приобретает уверенность в себе и своем профессионализме. При этом важно включить в план адаптации обязательный поэтапный и заключительный контроль. Стоит отметить, что оценка качества прохождения адаптационного периода должна проводиться не только наставником и руководством клиники, но и самим работником. Это позволит повысить объективность полученных данных, уточнить удовлетворенность специалиста условиями труда и составить эффективный план корпоративных мероприятий для повышения мотивации сотрудников и улучшения качества оказываемой медицинской помощи.
Конаныхина Анастасия Константиновна, заведующая кафедрой Инновационного медицинского менеджмента и общественного здравоохранения Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России, кандидат медицинских наук, доцент, педагог-андрагог