Распространенность сердечно-сосудистых заболеваний в мире растет: за последние 30 лет число больных увеличилось в 2 раза — до 523 млн человек. Выросла и смертность, вызванная инфарктами, инсультами и другими сердечно-сосудистыми событиями. И это несмотря на тот факт, что качество медицинской помощи существенно улучшилось. Но бремя сердечно-сосудистых патологий можно снизить за счет липидного контроля.
Об этом рассказал в своей лекции «Опыт применения ингибиторов PCSK9 у пациентов с рефрактерной дислипидемией» председатель Ученого Совета ГК МЕДСИ, научный руководитель Клинико-диагностического центра МЕДСИ на Белорусской, руководитель Центра диагностики и инновационных медицинских технологий, член НОА, профессор Геннадий Александрович Коновалов в ходе Липидной школы МЕДСИ на тему «Опыт применения ингибиторов PCSK9 в клинической практике», состоявшейся 15 февраля в КДЦ МЕДСИ на Белорусской. Организаторы Школы — Клинико-диагностический центр МЕДСИ на Белорусской, Национальное общество атеросклероза, Российское Кардиологическое Общество. Научно-практическая конференция прошла с международным участием и объединила известных российских и зарубежных экспертов в области липидологии.
С лекциями выступили ведущие отечественные специалисты в области изучения и лечения атеросклероза, члены Правления РКО и НОА, представители Клиники липидологии КДЦ МЕДСИ на Белорусской, Института клинической кардиологии имени А. Л. Мясникова, Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины, ФГБУ «НМИЦ эндокринологии» Минздрава РФ, клиники Bnai Zion Medical Center (Хафа, Израиль).
Профессор Коновалов Геннадий Александрович, отметил, что, несмотря на все успехи и достижения в области диагностики и лечения атеросклероза, процент людей с заболеваниями периферических артерий, инфарктами, инсультами и другими патологиями сосудов растет. «На мой взгляд, это связано, в первую очередь, с недостаточной выявляемостью наследственных форм дислипидемии, недостижением целевых уровней холестерина липопротеина низкой плотности и низким уровнем исследований на определение уровня липопротеина (а). Кроме того, не только пациенты, но и врачи до сих пор мало информированы и не знают, что только модификация образа жизни и применение статинов далеко не всегда помогают добиться целевых значений ЛНП. Лечение таких пациентов необходимо комбинировать с ингибиторами PCSK9, а иногда и методами терапевтического афереза», — заключил профессор.
Он отметил, что основные проблемы липидологии и причина неэффективности профилактики атеросклероза кроются в недостаточной диагностике наследственных форм дислипидемии, гипер Лп(а) холестеринемии, недостижении целевых уровней ЛНП и Лп(а) при применении статинов, фибратов и эзетрола, а также низкой информированности врачей и пациентов о целевых уровнях ЛНП и Лп(а). Именно поэтому бремя сердечно-сосудистой патологии в мире и в России, в частности, растет. «В нашей стране 22% девушек и 24 % юношей в возрасте 15–19 лет имеют повышенный уровень ХС ЛНП. Согласно исследованию «Арго», среди жителей России, обратившихся по любому поводу к терапевту, гиперхолестеринемия выявляется у 81,3% женщин и 78,9% мужчин. Экономический ущерб от нарушений липидного профиля в России составляет 1,5% ВВП (1,29 трлн руб.), причем большая часть ущерба обусловлена ишемической болезнью сердца», — привел данные статистики Геннадий Александрович. Однако при своевременной диагностике и надлежащем лечении можно предотвратить сердечные приступы, инсульты и необходимость хирургического вмешательства. И глобальный призыв к действию в отношении семейной гиперхолестеринемии, прозвучавший в начале 2020 года, является беспрецедентной возможностью предотвратить преждевременные сердечно-сосудистые заболевания у будущих поколений во всем мире.
Еще одна сложность — рефрактерные дислипидемии, то есть те случаи, которые тяжелее поддаются базисной терапии. Это и наследственные формы гиперхолестеринемии, о чем говорилось выше, а также гипер Лп(а), случаи непереносимости статинов…
Профессор также акцентировал внимание на повышенном уровне Лп (а) — одной из самых атерогенных фракций ЛНП. Липопротеин (а) является распространенным независимым фактором риска атеросклеротического сердечно-сосудистого заболевания, который не измеряется у большинства пораженных пациентов.
«Помочь таким пациентам можно только при назначении комбинированного лечения, которое включает и статины, если это возможно, и ингибиторы PCSK9, и методы терапевтического афереза», — добавил профессор. Кроме того, ингибиторы PCSK9 (в частности, эволокумаб), снижают ЛНП и Лп(а) в большей степени, чем любой другой класс гиполипидемических препаратов, в настоящее время одобренный для использования у пациентов с дислипидемией. Применение ингибиторов PCSK9 и методов реофереза уменьшает концентрацию атерогенных липопротеидов, устраняя гипервязкость плазмы крови, улучшает микроциркуляцию крови и функцию эндотелия сосудов, приводит к прекращению или снижению частоты приступов стенокардии у больных с ИБС и повышению чувствительности к лекарствам, включая пациентов с ковидной инфекцией и постковидным синдромом.
Эффективность и чрезвычайно быстрое начало действия ингибирования PCSK9 в сочетании с благоприятным профилем безопасности и переносимости делают эту терапевтическую стратегию полезной для достижения раннего и агрессивного снижения провоспалительных атерогенных липопротеинов в состояниях высокого риска, таких как период непосредственного постострого коронарного синдрома.
Геннадий Александрович рассказал, что изменилось с применением ингибиторов PCSK9 в практике клиники липидологии МЕДСИ, где ежемесячно ведется прием 1500–2000 пациентов с дислипидемиями. За прошедшие 18 месяцев было пролечено 23 000 пациентов с нарушениями липидного обмена. Пациенты с повышенным уровнем Лп(а) составляют 25% от общего числа наблюдаемых в клинике, 10% пациентов имеют наследственную гиперхолестеринемии. Основной акцент в лечении таких больных сосредоточен на применении ингибиторов PCSK9 и процедур ЛНП и Лп(a)-афереза. Благодаря такому подходу до 80% пациентов достигают целевого уровня ЛНП.
В 2020 году профессор и его коллеги проанализировали эффективность ингибиторов PCSK9 у пациентов с ковидной инфекцией. В клинике наблюдалось 10 таких пациентов: 9 мужчин и одна женщина от 42 до 65 лет. У шести пациентов была гипер Лп(а) холестеринемия. В анамнезе у шести пациентов был инфаркт, у одного — инсульт, двое были с сахарным диабетом 2-го типа. У четверых выполнено стентирование коронарных артерий. И у всех пациентов отмечен периферический атеросклероз. При поражении ковидной инфекцией четверо больных перенесли болезнь со средне тяжелым течением, у шестерых была выявлена пневмония.
В Клинике липидологии МЕДСИ эвалокумаб получали семь пациентов, алирокумаб — трое. Четверо также проходили процедуры терапевтического афереза. У пациентов на липидснижающей терапии ингибиторами PCSK9 и методами афереза ЛНП и Лп(а), несмотря на экстремальные СС риски имели тенденцию к легкому течению Covid-19.
Таким образом, после терапии у пациентов снижалась вязкость крови, улучшалась функция эндотелия сосудов и снижался уровень ЛНП, что еще раз доказывает эффективность ингибиторов PCSK9 при тяжелых коморбидных состояниях пациента.