МОРАЛЬНЫЕ ДОБРОДЕТЕЛИ ВРАЧА
Обзор
Магомедова Л.Г.1, *, Шихшабекова Э.Р.2, Абдулаева З.Э.3
1, 2, 3 Дагестанский Государственный Медицинский Университет, Махачкала, Россия
* Корреспондирующий автор (3801870[at]mail.ru)
Аннотация:
В данной рукописи будет рассмотрено и раскрыто центральное понятие «добродетелей врача», их основополагающая роль, которые представляют положительное нравственное свойство характера медицинского работника, определяемое его волей и поступками; как проявления высшей доброты, а также понятия: сострадание, милосердие, мужество, гуманизм, справедливость, тактичность, самообладание, терпение, альтруизм и т.д. В основной части будут подробно отмечены и раскрыты наиболее важные и значимые на наш взгляд моральные добродетели врача, которые будут подкреплены яркими примерами и доводами. А также сделаем вывод о том на сколько важны сила воли, целеустремленность и стойкость для каждого врача в культивировании и самосовершенствовании в себе вышесказанных нравственных качеств.
Ключевые слова:
моральные добродетели; врач; альтруизм; гуманность; дисциплинированность; самообладание; сила воли; решительность; терпение; личностные качества.
MORAL VIRTUES OF A DOCTOR
Review
Magomedova L.G.1, *, Shikhshabekova E.R.2, Abdulaeva Z.E.3
1, 2, 3 Dagestan State Medical University, Makhachkala, Russia
* Corresponding author (3801870[at]mail.ru)
Abstract
In this paper, the authors have examined and disclosed the central concept of doctor’s virtues, their fundamental role, which represents a positive moral property of a medical worker character, determined by his/her will and actions, as manifestations of the highest kindness, as well as concepts of compassion, mercy, courage, humanism, justice, tact, self-control, patience, altruism, etc. The main part highlights and discloses in detail the most important and significant (in our opinion) moral virtues of a doctor, which is supported by vivid examples and arguments. And also the authors conclude that much willpower, determination, and perseverance are important for each doctor in the cultivation and self-improvement of the aforementioned moral qualities.
Keywords: moral virtues; doctor; altruism; humanity; discipline; self-control willpower; determination; patience; personal qualities.
Введение
Существует несколько кодексов поведения. Клятва Гиппократа обсуждает основные принципы для медицинских работников [4]. Этот документ датируется пятым веком до нашей эры [9]. Хельсинкская декларация (1964) и Нюрнбергский кодекс (1947) являются двумя хорошо известными и уважаемыми документами, способствующими развитию медицинской этики. Поскольку эта область продолжает развиваться и меняться на протяжении всей истории, основное внимание по-прежнему уделяется справедливому, сбалансированному и моральному мышлению во всех культурных и религиозных традициях во всем мире [11].
Актуальность
Актуальность темы определена тем, что на сегодняшний день в своей врачебной деятельности молодые специалисты не придают внимания нравственному аспекту в отношениях между врачом и пациентом.
Цель
Целью написания работы является введение дисциплины по нравственным добродетелям врача, как основополагающих составных в его деятельности, для эффективности процесса врачевания.
Для получения результата научного исследования были поставлены следующие задачи:
1)обозначение важности роли нравственных качеств личности в деятельности врача;
2)внедрение и выявление наиболее эффективных методов изучения добродетелей врача
Научная новизна
Научная новизна статьи заключается в рекомендации введения и дальнейшего развития, как предмета, моральных добродетелей врача в медицинском образовании.
Основная часть
Медицинская этика включает в себя благотворительность, автономию и справедливость в отношении таких конфликтов, как эвтаназия, конфиденциальность пациента, информированное согласие и конфликт интересов в здравоохранении [2] [8] [5]. кроме того, медицинская этика и культура взаимосвязаны, поскольку различные культуры реализуют этические ценности по-разному, иногда делая больший акцент на семейных ценностях и преуменьшая важность автономии. Это приводит к растущей потребности в культурно чувствительных врачах и этических комитетах в больницах и других медицинских учреждениях [3].
Этика добродетели началась с древнегреческих философов Сократа, Платона и Аристотеля. Они искали элементы, которые делают человека хорошим, но при этом они смотрели не на то, как человек действует, а на то, какой у него характер. Они предположили, что хороший человек, который ведет себя хорошо, должен развить в себе добродетели, которые через привычное употребление становятся частью характера этого человека.
Аристотель в своих трудах придерживался мнения, что добродетели приобретаются человеком витально, признавая, при этом, наличие конкретных врожденных качеств, которые становятся очевидными по мере взросления и становления человека как личности. По его мнению, природная сущность людей должна руководствоваться разумной частью души, осуществить развитие, которой можно посредством просвещения и образования.
На сегодняшний день этика Аристотеля во многом актуальна и в сфере медицины. Так какие же моральные добродетели применимы к профессии врача? Что же такое добродетель?
По словам святого Фомы Аквинского: «добродетель-это то, что делает добрым своего обладателя, и его труд тоже добр» [1].
Возможно, наиболее полезным является определение, предложенное Рэйчелсом, который предполагает, что добродетель-это “черта характера, проявляющаяся в привычном действии, которую хорошо иметь человеку”.
Аристотель считал, что добродетель лежит посередине двух противоположных пороков, и описывал ее как «среднюю по отношению к двум порокам: одному из избытка и другому из недостатка». Мужество-например, лежит между безрассудством и трусостью. Сострадание лежит между черствостью и снисходительностью. Сострадание есть “…. активная забота о благополучии другого с воображаемым осознанием и эмоциональной реакцией глубокого сочувствия, нежности и дискомфорта по поводу чужого несчастья или страдания”.
В медицинской литературе выделяют ряд добродетелей, необходимых для данной деятельности. Условно эти добродетели классифицируют на четыре группы: добродетели характера (мужество, милосердие, надежность, честность, эмпатия); добродетели компетентности (полное владение и понимание медицинских знаний и методов в той или иной области, коммуникативность в общении); добродетели совести (самоотдача, самокритика, чувство ответственности, саморазвитие); общие моральные качества (наличие высоких нравственных ценностей, уважение к пациенту, коллегам, скромность, доброжелательность). Все вышеперечисленные добродетели имеют место и в других профессиях, но в медицинской практике их значимость в большей степени усиливается спецификой самой деятельности, высшей ценностью которой являют собой жизнь и здоровье человека.
Рассмотрим основополагающие добродетели врача, а именно те, без которых сложно представить деятельность врача.
Мужество
«Мужество — это обладание серединой между страхом и отвагой; кто излишне отважен — смельчак, и кто излишне страшится и недостаточно отважен — трус» [7].
Для врача мужество приравнивается стержню, который позволяет ему принимать не простые решения в ответственные моменты. Без этого качества врачей, больных с тяжелыми заболеваниями не получилось бы диагностировать и оказать должного лечения, а лекарства, которые имеют первостепенное значение в медицинской практике, были бы просто не найдены.
Наряду с мужеством во врачебной деятельности также проявляется решительность. Решительность – способность мобилизовать свои силы и умение для успешного выполнения необходимых профессиональных действий по оказанию помощи пациенту в критических и нестандартных ситуациях [6]. Конечно, решительность и мужество имеют весомую роль в медицинской практике, но они должны быть, прежде всего, научно обоснованными, а результаты предварительно предусмотренными. Неудачные попытки нужно детально проанализировать во избежание их повтора в будущем. В данном случае, уместны слова французского физиолога и психолога Шарля Рише: «Будьте смелыми в своих идеях, гипотезах, но точными в своих наблюдениях и осторожными в своих выводах». Врач обязан уметь совладать с собой в сложных ситуациях, поскольку от его мужества, ловкости, собранности и способности быстро анализировать события зависит жизнь человека.
Самообладание
Под самообладанием врача, прежде всего, понимается способность контролировать своё эмоциональное и физическое состояние так, чтобы негативные эмоции, мысли и состояние врача не мешали оказанию работе с больными в критических и эмоциональных ситуациях. Ярким примером этой добродетели являют собой врачи оказывающие помощь раненым в военных действиях, терактах, во время природных катаклизмов и различного рода техногенных катастроф, в период вспышек эпидемий. Им для того чтобы оказать как можно большему количеству людей медицинскую помощь и вовремя сориентироваться необходимы следующие качества: самообладание, стойкость, внимательность, а также способность преодолевать страх, сохраняя при этом холодный рассудок. Условия, которые предоставляются для работы врачам порой представляют прямую угрозу для их же жизни.
Терпение
«Терпение – внутреннее преодоление трудностей, тягостных душевных состояний, которые часто возникают во врачебной деятельности, побуждающее выполнять свои профессиональные обязанности вопреки неблагоприятным событиям и обстоятельствам»[7].
Терпение и рачительность, имеют крайнюю необходимость во время проделывания рутинной работы. В медицине такой работой может показаться выполнение вошедших в привычку, неоднократно повторяющихся манипуляций, лечение больных со стандартными заболеваниями или оформление медицинских документов. Неточное и недобросовестное выполнение рутинной работы может привести к нарушению правильного алгоритма лечения и ухудшению состояния пациента вследствие этого, к нарушению гигиенических норм и инфицированию пациента или распространению внутрибольничной инфекции, к неправильной выписке назначений и ошибкам введении медицинской документации, что чревато не только причинением вреда пациентам, но и взысканиями, предъявленными врачу, допустившему нарушения.
Дисциплинированность
Дисциплинированность– черта характера или склонность человека к соблюдению правил работы и норм поведения. Она является незаменимой во врачебной практике, и вырабатывается коллективным опытом и действиями медицинского сообщества, для оптимальной пользы пациента. Существуют востребованные стандарты методов и манипуляций и точное их выполнение, которые являются неотъемлемой частью профессиональной обязанности врача. Он же в свою очередь, должен во время оказания медицинской помощи пациентам их соблюдать, так как они уже проверены опытом поколений врачей, подтверждены в биомедицинских экспериментах и утверждены к исполнению официальными инстанциями здравоохранения. Выполнение стандартов рассматривается как мера, которая дает защиту пациентам от возможного причинения вреда медицинскими работниками. Врач, который относится пунктуально к приёму в определенное назначенное время, закладывает с начала лечебного взаимодействия позитивное отношение пациента. Врач же, который опаздывает на приём или болтает с коллегами, когда его ожидают больные, провоцирует раздражение, беспокойство и некоторую степень недоверия со стороны пациентов, тем самым формируя о себе отрицательное впечатление, как о работнике недисциплинированном и безответственном, что также может подтолкнуть на сомнения в его профессиональных возможностях.
Альтруизм
К наиболее важному эмоциональному и нравственному качеству врача относится альтруизм. Альтруизм- это, прежде всего, бескорыстная забота о благополучии других, готовность оказать помощь человеку ценой отказа от собственных благ и иногда даже рискуя собственной жизнью.
Наряду с альтруизмом выступают такие нравственные качества как героизм и милосердие. Это те качества личности врача, в которых по максимуму может проявиться способность посвятить себя для работы с пациентами, а личные цели и интересы приведут к достижению наибольшего блага для них. Вышеприведенные личностные качества бывают в особой степени востребованы в наиболее тяжелых условиях и ситуациях, при выполнении врачебных обязанностей: неблагоприятные материальные условия для работы, нехватка необходимых медикаментов и медицинского оборудования, несоответствующее затратам психических и физических сил вознаграждение за проделанную работу, большое число пациентов, отсутствие времени на отдых, невозможность восстановить силы, угроза жизни и здоровья врача в условиях сильных эпидемий, войн, природных и техногенных катастроф. Это такие обстоятельства, которые вынуждают врача подчинить личные интересы интересам пациентов. Для одних – это жертва, но для других, кому альтруизм и милосердность свойственны как черты характера, представляют собой служение, которое обязательно должно принести удовлетворение и осуществление смысла жизни. Помимо вышесказанного врачебная деятельность требует исключительного такта, который заключается в коммуникативности, тактичности и деликатности. В медицинской практике существует немало случаев, когда необдуманное слово сказанное врачом во время разговора с пациентом причиняло последнему сильную душевную боль. В медицине для определения данного явления применяется особый термин – «ятрогения». При первой же встрече врач должен составить психологический портрет больного, то есть он должен иметь к каждому пациенту индивидуальный подход. Следует помнить: то, что можно сказать одному, другому говорить категорически нельзя. Поскольку в данном случае речь идет не только о сохранении врачебной тайны, но и о морально-психологической ответственности.
На сегодня каждый медицинский работник должен быть квалифицированным, обладающим знаниями в психологии и философии, а также необходимыми нравственными качествами и хорошими ценностями. Таким образом, медик обязан обладать высоким профессионализмом и развитым чувством гражданской ответственности. Но при этом немало важную роль играют его харизма, доброта, открытость, душевность, искренность, скромность, его умение расположить к себе больного и внимательно выслушать его. «Совесть, как высшее выражение гуманности, тоже играет решающую роль в профессии врача. Главным принципом гуманизма был и остается принцип уважительного отношения к человеку – высшей ценности в мире живых существ» [10].
Формирование личности врача – процесс трудоемкий и длительный. К сожалению, медицинское образование постепенно теряет модель подготовки специалиста и все меньше и меньше уделяет внимания нравственным аспектам личности врача. Его деятельность неразрывно связана с необходимостью анализировать и обобщать большой объем информации, связанный с нормой и патологией человека, и делать выводы по вопросам диагностики, лечения, реабилитации, социального устройства больных, выбирать программы профилактики. Значение профессиональных знаний и навыков необходимо в любом случае, но в медицине не меньшую роль играют нравственные качества личности. Они должны развиваться и совершенствоваться, еще в студенческое время. И здесь вполне имеет место, чтобы врачи, с уже большим опытом за плечами, проникнутые альтруизмом и гуманностью к своим пациентам и в целом к своей работе, могли направлять и всячески наставлять будущих специалистов в тех или иных вопросах нравственности в деятельности каждого медика. С этой целью, имеет место ввести элективные занятия или даже проводить лекции по добродетелям врача. Первое время вести их, как свободное посещение для студентов, а в дальнейшем уже поставить на рассмотрение закрепить данные занятия в медицинском образовании. Таким образом, это будет способствовать тому, что студенты, получая свое звание и приступая к своей врачебной деятельности, будут все свои нравственные и физические силы, знания и опыт отдавать охране здоровья человека, беречь и развивать традиции отечественной медицины, руководствоваться в своей деятельности нравственными принципами и добродетелями врача.
Заключение
Необходимые личностные качества в профессии врача не могут возникнуть спонтанно и самопроизвольно. Их формирование зависит не только от педагогов, которые обучают будущих врачей. Педагог может дать знания, создать для их, но этого недостаточно. Без целеустремленности, мотивации, силы воли и намерения будущего врача взрастить и в дальнейшем совершенствовать в себе личностные качества, которые укоренены очень глубоко на уровне психики, сознания и подсознания, чувств, эмоций и интеллектуальных знаний – невозможно. Профессионально значимые и важные личностные качества взращиваются и совершенствуются, если студент или начинающий специалист осознает их смысл, понимает их важность для своего профессионального становления и стремится культивировать их в себе.
Конфликт интересов
Не указан. |
Conflict of Interest
None declared. |
Список литературы / References
- Аквинский Ф. Сумма теологии из Фомы Аквинского / Аквинский Ф. // [перевод отцов провинции английского Доминиканской]. Нью Йорк: братья Бензигер, 1947.
- Аппель Дж. «Должен Ли Мой Врач Сказать Моему Партнеру» Переосмысление конфиденциальности в эпоху ВИЧ, медицина и здравоохранение / Аппель Дж.. Род-Айленд, Июнь 2006
- Ахмед Фуркан. «Являются ли медицинская этика универсальной или специфичной для культуры»? Мировой журнал желудочно-кишечной фармакологии и терапии./ Ахмед Фуркан 4 (3): 47–48.
- Бердина Гилберт. “Клятва Гиппократа и принципы медицинской этики”. Юго-западные респираторные и критические Хроники помощи / Бердина Гилберт. 3 (9): 28-32-32.
- Гюльдаль Д. Влияние рекламных программ фармацевтических компаний на врачей / Гюльдаль Д., Семин С.. Инт Дж Здоровья Серв. 30 (3): 585-95.
- Левина В. Н. Личностные качества врача в сотрудничестве с пациентом / Левина В. Н Ижевск 2016- С.7.
- Никомахова Этика — [Электронный ресурс]. — URL: http://philosophy.ru/library/aristotle/nic_ethic.html. (дата обращения: 20.03.2020)
- Прах Ругер, Дженнифер. «Хорошая медицинская этика, справедливость и провинциальный глобализм». Медицинская Этика. 41 (1): 103-106.
- Риддик, Фрэнк. “Кодекс медицинской этики Американской Медицинской Ассоциации” / Риддик, Фрэнк.. Журнал Окснера. 5 (2): 6-10.
- Спенсер Г. Научные основания нравственности / Спенсер Г.. – СПб., 1986. С.20.
- Трус Гарольд Г. Межкультурный диалог по этике здравоохранения. Канада: Ватерлоо, Онт: Университетская пресса Уилфрида Лорье / Трус Гарольд Г.. 1999. С. 119–126.
Список литературы на английском языке / References in English
- Aquinas F. Summa teologii iz Fomy Akvinskogo [Sum of theology from Thomas Aquinas] [Translation of the fathers of the province of English Dominican]. New York: The Benziger Brothers, 1947. [in Russian]
- Appel J. Dolzhen Li Moy Vrach Skazat’ Moyemu Partneru? Pereosmysleniye konfidentsial’nosti v epokhu VICH [Should My Doctor Tell My Partner? Rethinking Confidentiality in the Age of HIV] / Medicine, and Health. Rhode Island, June 2006 [in Russian]
- Ahmed Furkan. Yavlyayutsya li meditsinskaya etika universal’noy ili spetsifichnoy dlya kul’tury? [Is medical ethics universal or culturally specific?] // Mirovoy zhurnal zheludochno-kishechnoy farmakologii i terapii [World Journal of Gastrointestinal Pharmacology and Therapy]. 4 (3): 47–48. [in Russian]
- Berdina Gilbert. Klyatva Gippokrata i printsipy meditsinskoy etiki [Hippocratic Oath and Principles of Medical Ethics.] // Yugo-zapadnyye respiratornyye i kriticheskiye Khroniki pomoshchi [Southwest Respiratory and Critical Care Chronicles]. 3 (9): 28-32-32. [in Russian]
- Gyuldal D., Semin S. Vliyaniye reklamnykh programm farmatsevticheskikh kompaniy na vrachey [The influence of advertising programs of pharmaceutical companies on doctors.] / Int J Health Serv. 30 (3): 585-95. [in Russian]
- Levina V.N. Lichnostnyye kachestva vracha v sotrudnichestve s patsiyentom [Personal qualities of doctor in collaboration with patient] / Izhevsk 2016 – P.7. [in Russian]
- Nikomakhova Etika [Nikomakhov’s Ethics] – [Electronic resource] – Access mode. – URL: http://philosophy.ru/library/aristotle/nic_ethic.html.(accessed: 20.03.2020) [in Russian]
- Prakh Ruger, Jennifer Khoroshaya meditsinskaya etika, spravedlivost’ i provintsial’nyy globalizm [Good medical ethics, justice, and provincial globalism] // Meditsinskaya Etika [Medical Ethics]. 41 (1): 103-106. [in Russian]
- Riddick, Frank. Kodeks meditsinskoy etiki Amerikanskoy Meditsinskoy Assotsiatsii [American Medical Association Code of Medical Ethics.] // Zhurnal Oksnera [Oxner Magazine]. 5 (2): 6-10. [in Russian]
- Spencer G. Nauchnyye osnovaniya nravstvennosti [Scientific foundations of morality]. – SPb., 1986. P.20. [In Russian]
- Trus Harold G. Mezhkul’turnyy dialog po etike zdravookhraneniya [Intercultural Dialogue on Health Ethics]. Canada: Waterloo, Ont: Wilfrid Laurier University Press. 1999. P. 119–126. [in Russian]