Шизофрения в условиях Covid-19. Организация помощи больным
Обостряется ли шизофрения во время пандемии COVID- 19? Мои знакомые психиатры говорят, что нет, напротив, больные шизофрении становятся более собранными.
Мы знаем, что у пациентов с тяжелыми психическими заболеваниями часто наблюдается вторичный иммунодефицит. В то же время, многие антипсихотики обладают противовоспалительным эффектом и, следовательно, защищают пациентов от коронавируса. Как видите проблема не так уж проста, как кажется на первый взгляд. И здесь встает еще один вопрос: а каковы последствия пандемии COVID-19 для пациентов с шизофренией и их семей?
Болезнь коронавируса (COVID-19), сопровождающаяся тяжелым острым респираторным синдромом коронавирус 2 (SARS-CoV-2), затронула большое число человек во всем мире и привела к более, чем 50 000 смертельным исходам.
Она стала серьезной проблемой для всех систем здравоохранения и правительств всех стран. В свою очередь, общая распространенность шизофрении составляет 0,4-1% и это психическое расстройство также представляет собой большое бремя для семьи и общества.
Больных шизофренией отличает высокий уровень смертности от сопутствующих заболеваний- сердечно- сосудистых, эндокринных, иммунных и желудочно — кишечных. Иногда эти заболевания — следствие шизофрении, иногда — результат непродуманной фармакотерапии, без контроля эффективности и безопасности лечения, злоупотребления психоактивными вещества, например, алкоголем и каннабиоидами, без системного и комплексного подхода к психологической и социальной помощи больному шизофрении и его семье.
Предположим, что в силу ослабленного иммунитета и беспорядочного образа жизни больные шизофренией особенно восприимчивы к инфекции SARS-CoV2, имеют худшие клинические результаты и прогноз после заражения или имеют рецидивы психоза из-за самоизоляции и напряженных отношений в семье в контексте пандемии COVID-19. Если это так, то все это будет дополнительным бременем для системы здравоохранения, которая уже доведена до предела и больше заботится о смертности больных, чем об их психическом состоянии.
Перед нами встает множество вопросов: подвержены ли больные шизофренией коронавирусной инфекции, как она протекает, каковы ее клинические особенности и какой прогноз? Какова смертность этого контингента больных в условиях пандемии COVID-19, какие препараты здесь наиболее эффективны и пр?
В целом, предполагается более высокая вероятность наличия у больных шизофрении пневмонии из-за вторичного иммунодефицита, особенно при наличие таких факторов, как курение и употребление спиртных напитков.
Уже известно, что пожилой возраст и сопутствующие заболевания, например, сердечно- сосудистые и, особенно, легочные повышают уровень смертности среди пациентов с COVID-19.
Стоит отметить, что более 70% всех пациентов с шизофренией также имеют одно или несколько сопутствующих заболеваний, включая диабет 2 типа II, хронические заболевания легких и гипертонию / ишемическую болезнь сердца. Оценки частоты курения среди пациентов с шизофренией варьируют от 50 до 90%, по сравнению с 20-30% в общей популяции, и включают более высокую интенсивность курения — еще один потенциальный фактор риска для респираторных осложнений.
Спирометрическая оценка показывает, что у пациентов с шизофренией нарушена функция легких, и им чаще ставят диагнозы рестриктивных и обструктивных заболеваний легких, из-за повышенного веса и недостаточной физической активности.
Кроме того, при госпитализации по поводу легочных заболеваний пациенты с шизофренией имеют более высокие показатели госпитализации в отделениях интенсивной терапии, острой дыхательной недостаточности, искусственной вентиляции легких и внутрибольничной смерти, чем другие пациенты.
Итак, разрешите высказать одну мысль: нельзя ли задействовать отделения психореанимации или выделить отделение, ну хотя бы отдельные палаты с боксами в государственных психиатрических больницах для лечения тех пациентов, страдающих психическими расстройствами, которые заразились коронавирусом.
Если мы этого не сделаем эпидемия в психиатрических больницах вспыхнет, как порох и смертность здесь будет выше, чем в обычных больницах общего профиля. Чего ждут главные врачи психиатрических больниц, возможно, указаний сверху или им лучше проявить в решении этого вопроса инициативу самостоятельно. Представьте себе у больного шизофренией с обострением психоза возникло заражение коронавирусом, но где лечить больного с психомоторным возбуждением, бредом и галлюцинациями, наверное, не в обычной инфекционной больнице, не говоря уже о больнице общего профиля. В целом, большинство пациентов с шизофренией относятся, по крайней мере, к одной группе риска, связанной с COVID-19, и в случае госпитализации их следует рассматривать, как пациентов с повышенным риском неблагоприятного исхода.
Пациентам с шизофренией, по-видимому, сложнее следовать правилам гигиены в психиатрических больницах (при скученности там такого контингента лиц стационарные больные шизофренией подвергаются дополнительному риску из-за закрытых условий лечения), чем обычным больным, и тем более населению в целом.
Дефицит гигиены были особенно хорошо задокументированы исследователями COVID-19 и, безусловно, плохое соблюдение правил может повысить уязвимость к респираторным заболеваниям. Следовательно, нарушения мышления, бред и галлюцинации и плохое самообслуживание — вот особенности, которые обычно наблюдаются при шизофрении и, которые могут помешать соблюдению рекомендаций в отношении здоровья и подвергнуть риску пациентов и медицинских работников заражению коронавирусом.
Ограничение доступа к адекватной и своевременной медицинской помощи — одно из возможных объяснений повышенной смертности при шизофрении — также может усугубить этот сценарий. Пациенты столкнуться с большими трудностями при определении начальных симптомов COVID-19 и обратятся за медицинской помощью слишком поздно. Кроме того, даже если они обращаются за медицинской помощью, существует большая вероятность того, что они не получат надлежащую оценку своего состояния или качественное лечение из-за стигмы, окружающей и преследующей шизофрению.
Помимо прямого риска заражения, COVID-19 может косвенно привести к рецидиву психоза у пациентов с шизофренией.
Основной (коллективной) санитарной стратегией предотвращения заражения является социальная изоляция, которая сама по себе может привести к значительным страданиям (тревожно — депрессивным) как для пациентов, так и лиц, осуществляющих уход за ними. В результате отсутствие доступа к своему лечащему врачу — психиатру, регулярным психосоциальным мероприятиям или даже медикаментам удваивает шансы развития симптомов психоза.
Полагаю, что влияния такого затяжного стресса и неопределенности исхода пандемии, изменения привычного образа жизни и межличностной напряженности в условиях повышенного уровня тревожности и беспокойства из-за длительного карантина или даже страха заразиться болезнью также могут выступать в качестве важных триггеров обострения психических расстройств, той же шизофрении или обсессивно-компульсивного расстройства. Такие риски варьируются от пациента к пациенту в зависимости от сопутствующих заболеваний, выраженности когнитивных нарушений, остроты и специфики психопатологических симптомов и поддержки семьи, которые могут влиять на тяжесть заболевания, его исход и общее состояние здоровья.
Попытаюсь дать некоторые рекомендации руководителям здравоохранения, психиатрам, больным шизофренией и их родственникам в условиях пандемии COVID-19, возможные некоторые из них покажутся вам банальными, но , полагаю, что их стоит повторить еще раз:
1. Пациенты с шизофренией должны следовать тем же инструкциям в отношении здоровья и получать такое же лечение, что и клинические группы высокого риска для COVID-19.
2. В психиатрических больницах, на базе психореанимационных отделений или палат реанимации, или выделенного отделения стоит незамедлительно организовать качественную помощь больным, страдающим психическими расстройствами и зараженными коронавирусом.
3. Врачи общей практики (первичной медицинской сети), и врачи, лечащие пациентов с COVID-19, должны уделять особое внимание больным шизофренией, поскольку последним может быть трудно сделать качественное описание респираторных симптомов.
4. Психиатры должны дистанционно контролировать своих нестабильных амбулаторных больных и, по возможности, использовать современные технологии телездравоохранения (через Интернет) для обеспечения более частых контактов и поддержки больных шизофренией и возникающих у них проблем в условиях пандемии.
5. Службы охраны психического здоровья и общественные организации должны информировать пациентов и их семьи обо всех процедурах и образе жизни, которые необходимо соблюдать в течение этого периода, и должны обеспечивать четкие дистанционные каналы связи для того, чтобы минимизировать переполненность психиатрических больниц. Тем не менее, семьи должны следить за признаками рецидива психоза и обращаться в психиатрические службы как можно скорее.
6. Психиатры и члены семьи должны поощрять и контролировать соблюдение режимов приема антипсихотиков, а также обеспечивать доступ к рецептам, возможно, организуя систему доставки препаратов и, по возможности, перевести пациента на антипсихотики пролонгированного действия. Следует также подчеркнуть, что пациенты должны продолжать лечение, включая не только антипсихотики, но и дистанционную психотерапию. Стоит приветствовать расширение полезных контактов пациентов в социальных сетях и с родственниками.
7. Ограничить воздействие средств массовой информации, поскольку чрезмерное воздействие радиопередач о стрессовых ситуациях, связанных с COVID-19 связано с негативными последствиями для психического здоровья. Смотреть информацию, связанную с COVID-19 не чаще одного раза в день (обычно утром).
8. По мере возможности разрабатывать для пациентов новые формы активности, включающие правильно организованный досуг и физические упражнения.
материал MedLinks.ru