Инфекция helicobacter pylori и внегастродуоденальные заболевания
И.В. Василевский
Белорусский государственный медицинский университет, Минск, Беларусь
В последнее время внимание исследователей привлекает изучение потенциальной роли Helicobacter pylori (H. рylori) в возникновении многих внегастродуоденальных заболеваний, включая иммунную тромбоцитопеничекую пурпуру, железодефицитную анемию, дефицит витамина Д, сердечно-сосудистые заболевания, сахарный диабет, неврологические заболевания и т.д. В доступной литературе имеются публикации даже о связи инфицирования Helicobacter pylori с задержкой роста у детей. Многие авторы предполагают наличие связи между молекулярной мимикрией Helicobacter pylori и структурами хозяина (пациента), способствующей образованию антител и возникновению процессов аутоиммунизации с вовлечением различных органов и систем.
Полиморфизмы генов хозяина, кодирующих интерлейкины (IL), включая IL-1β, фактор некроза опухоли (TNF-α) и циклооксигеназу-2 (COX2), предположительно увеличивают риск заражения и его тяжелые последствия. Штаммы H. pylori имеют разные гены, кодирующие факторы вирулентности, которые важны для развития заболевания, которые либо секретируются, связываются с мембраной, либо транслоцируются в цитозоль клеток хозяина, где они могут влиять на их функции. Штаммы H. pylori продуцируют различные адгезины, такие как антигенсвязывающий адгезин группы крови (BabA), адгезин, связанный с сиалированной группой крови (SabA), связанный с адгезией липопротеин (AlpA /B) и воспалительный белок наружной мембраны (OipA), которые способствуют тесному контакту между бактериями и желудочным эпителием. Растворимые факторы, такие как уреаза и вакуолизирующий цитотоксин (VacA), изменяют выживаемость клеток желудка и межклеточную адгезию.
Взаимодействие H. pylori с клетками хозяина приводит к адгезии, индукции воспалительных реакций через высвобождение цитокинов/хемокинов, апоптоз или пролифе-рацию, которые в конечном итоге приводят к стойкой колонизации, сильному воспалению и нарушению функции эпителиального барьера. Этот процесс может позволить транслокацию факторов вирулентности H. pylori и медиаторов воспаления в кровоток и способствовать или усиливать развитие системного воспалительного ответа и возможных клинических эффектов инфекций H. pylori вне желудка. При этом отмечается важная роль CagA H. pylori (гена, ассоциированного с цитотоксином), являющегося высокоиммуногенным белком, который может вызывать воспалительные реакции прежде всего в тканях желудка хозяина. Из-за лизиса бактериальных клеток CagA и другие факторы вирулентности H. pylori могут также доставляться в слизистую оболочку желудка в растворимой форме и воздействовать на иммунные клетки хозяина. Кроме этого, H. pylori непрерывно продуцирует фосфолипидные везикулы, которые могут распространяться по системе кровообращения в организме и функционировать как вторичный внегастральный источник CagA и других факторов вирулентности.
Многочисленные данные, полученные в результате исследований последнего времени, показали, что иммунный ответ, вызванный H. pylori, может влиять на клинический исход различных внегастральных патологических состояний, нередко способствуя их возникновению. Ряд сероэпидемиологических исследований указывают на тот факт, что пациенты с ишемической болезнью сердца (ИБС) вырабатывают анти-Н. антитела к пилори. Предполагается, что сильный иммунный ответ, вызванный CagA-позитивными штаммами H. pylori, влияет на развитие атеросклероза. Во многих предыдущих исследованиях говорилось, что хроническая инфекция H. pylori оказывает значительное влияние на иммунную систему. Таким образом, возможные механизмы инфекций H. pylori в патогенезе большинства экстрагастральных заболеваний включают хроническое местное или системное воспаление и инициацию аутоиммунных реакций.
Имеются указания, что эрадикация H. рylori приводит к регрессии иммунной тромбоцитопеничекой пурпуры (ИТП). Оказалось, что у пациентов с ИТП, инфицированных CagA-позитивными штаммами H. рylori, но не CagA-негативными штаммами H. рylori, было обнаружено большее количество В-лимфоцитов, продуцирующих анти-CagA-антитела. Указанные антитела перекрестно реагируют с тромбоцитарными пептидами и вызывают повышение уровня антитромбоцитарных антител в сыворотке крови у пациентов с ИТП.
H. рylori может быть источником антигенов, которые похожи на регулирующие аппетит пептиды. Показано, что у пациентов, инфицированных H. рylori, уровень лептина и грелина значительно ниже, причем после проведенной эрадикации, уровень грелина снова вырос. В исследованиях, проведенных на выборке польских детей, было показано, что уровень гастрина при инфицировании их H. рylori был значительно выше, тогда как уровни грелина и лептина были ниже в сравнении с детьми группы контроля. Нарушение роста у детей вследствие анемии чаще встречается у пациентов, инфицированных H. pylori СagA +, чем у имеющих CagA-негативные штаммы H. рylori. Мы целиком согласны с профессором M.Chmiela с соавт. (2017) о том, что необходимы дальнейшие исследования и более глубокий анализ аутоиммунного потенциала специфических антигенов H. рylori.
Опубликовано: Материалы 27 Конгресса детских гастроэнтерологов России и стран СНГ «Актуальные проблемы абдоминальной патологии у детей». Москва, 17-19 марта 2020г. М.: ИД «МЕДПРАКТИКА-М», 2020. – С. 82-84.
материал MedLinks.ru