Идрисова А.А. 1 Болтунова Е.М.2
1Студентка 4 курса экономического факультета, 2кандидат экономических наук, доцент, Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия им. П.А. Столыпина
ПРАВОЗАЩИТНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ
Аннотация
В данной статье рассмотрена сущность правозащитной политики и ее деятельность в России.
Ключевые слова: Конституция РФ, правозащитная политика, правовое воспитание, пропаганда знаний, Freedom House.
Idrisova A.A., Boltunova E.M.
Student of the faculty, candidate of economic Sciences, associate Professor, Ulyanovsk state agricultural Academy. P.A. Stolypin
THE REMEDIAL POLICY IN RUSSIA
Abstract
In given article the essence of a remedial policy and its activity in Russia is considered.
Keywords: the Constitution of the Russian Federation, the remedial policy, legal education, propagation of knowledge, Freedom House.
Ситуация с правами человека в России является одной из злободневных и крайне политизированных тем. Россия взяла на себя обязательство не только признавать, но и соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.
Несмотря на то, что в Конституции РФ ( глава 2) закреплены права и свободы человека, многие из них на практике не выполняются. Данное состояние влияет негативно не только на институты гражданского общества, но и вызывает обеспокоенность государственной власти. Попытки изменить сложившуюся ситуацию, не привели к ожидаемому эффекту, что в большей степени связано с неэффективной работой власти, в первую очередь в лице органов охраны правопорядка, их коррумпированностью и другими негативными факторами. [1]
Проблема практической реализации основных прав и свобод человека вызвали к жизни развитие правозащитной политики. В самом простом понимание правозащитная политика это деятельность правозащитных движений и организаций, которые возникают в основном как реакция на нарушения прав человека, главной целью которых является не только решение данной проблемы в короткий промежуток времени, но и поддержания контроля за ходом выполнения правительствами положений Конституций и иных международных документов в этой области. Впервые о правозащитной политике заговорили в 60-70-е гг. XX в., когда активизировалась деятельность неправительственных правозащитных организаций, которые предавали гласности скрываемую в различных странах информацию о нарушениях прав человека.[3]
Правильная постановка проблемы и этапов ее решения является основой правозащитной политики, так как ее характерной чертой является последовательность и точность реализуемых действий. Основным источником информации для координации движения являются общепризнанные нормы и принципы международного права. Важным условием эффективности правозащитной политики служит системность отраслевых институтов ответственности, а также всех ветвей государственной власти.[4]
Правозащитная политика протекает в определенных формах. Таких как:
- правотворчество
- правоприменение
- правовое воспитание (обучение)
- пропаганда знаний
Правотворчество предполагает процесс осуществления юридически действий по подготовке, принятию и опубликованию нормативных правовых актов, которые процессуально оформлены и носят официальный характер
Правоприменение — это организационно-правовая форма государственной деятельности, направленная на реализацию правовых предписаний в жизнь.
Правовое воспитание – это система мер воздействия, направленных на выработку высокого уровня правосознания и правовой культуры.
Правовая пропаганда призвана разъяснять направленность правозащитной политики, ее цели и задачи, ее общенародный характер, исключить неправильное представление о ней.
На сегодняшний день по мнению экспертов международной неправительственной организации Freedom House происходит ухудшение с соблюдением демократических прав и свобод. В отчете о проведенном исследовании было зафиксировано, что в 27 странах мира, осуществлялись неправомерные действия по ограничению прав человека. В число государств с «отрицательной динамикой свободы» попала и Россия. Возмущение правозащитников – не повод для перемен. При разработке данного исследования правозащитники разработали бальную систему для оценки прав и свобод граждан, так Россия получила 6 баллов за соблюдение политических прав (минимально возможная оценка – 7) и 5 баллов за гражданские свободы. Несмотря на то, что исследование проводились за границей, правозащитники РФ полагают, что выводы их иностранных коллег обоснованны, но быстрых перемен в связи с критикой ждать не стоит.[2]
На данный момент на территории России зафиксировано огромное количество правозащитных организаций. Движение «За права человека» было создано 20 ноября 1997 года. В 2012 году в состав движения входили 120 правозащитных организаций из большинства регионов России [3].
Рассмотрев все вышеперечисленное , можно сделать определенные заключения :
– необходимо выделить правозащитную политику в самостоятельное направление правовой политики демократического правового государства;
– в демократическом государстве необходимо правозащитная политика. основе действующей Конституции, а также норм и принципов международного права
– правозащитная политика является одним из важных средств совершенствования политической системы общества и показателем уровня ее демократического развития. В зависимости; от того, кем и как вырабатывается правозащитная« политика, в чьих интересах, она осуществляется; можно судить о тенденциях развития политического режима; его действительной приверженности ценностям демократии, гуманизма и др.
Литература
- Конституция Российской Федерации (с поправками от 30 декабря 2008года)/ Глава 2. Права и свободы человека и гражданина.
- Правозащитники признали Россию несвободной: чем им не понравилась политика Путина [электронный ресурс]. – режим доступа: http://www.aif.ru/politics/russia/ (дата обращения 15.12.2013).
- Синяков Л.К., Никитин В.П., Кравченко В.И. Правозащитное движение и правозащитные организации Путина [электронный ресурс]. – режим доступа: http://uchebnik-teoriya-politiki/ (дата обращения 15.12.2013).
- Права человека в России [электронный ресурс]. – режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения 15.12.2013).