Для цитирования: Фришберг И.А., Змазова В.Г. Возрастные особенности и ограничения в эстетической хирургии // РМЖ. 2008. №8. С. 579
Эстетическая хирургия в настоящее время признана во всем мире и является в определенной степени признаком цивилизованности человеческого сообщества и уровня менталитета. Средства массовой информации, физическая культура и спорт, конкурсы красоты широко используются для формирования в обществе эстетических стандартов внешности, культивирования гармонически развитого тела и лица. Доступность этого вида специализированной медицинской помощи, широкая сеть различных медицинских центров, клиник вызывают большой интерес среди пациентов с врожденными и приобретенными косметическими недостатками и дефектами внешности, а коммерческая основа этого вида деятельности привлекает к себе очень многих хирургов, желающих осуществлять эту деятельность. Успех эстетических вмешательств в значительной мере зависит не только от способностей хирурга и его опыта, но и в не меньшей степени от понимания патогенеза, механизмов образования деформаций и умения оценивать их в оптимальном виде для планирования, проведения коррекции и грамотных реабилитационных мероприятий в послеоперационном периоде (эстетическая, психологическая и медико–социальная реабилитация).
Кажущаяся простота технических приемов эстетической хирургии не должна умалять значимости тонкостей различного характера, касающихся условий проведения лечения, грамотного отбора и обследования пациентов, применения различных хирургических технологий для однотипных деформаций с учетом их индивидуальных проявлений и высококвалифицированного выполнения самих оперативных вмешательств.
Среди общепринятых ограничений к расширенным операциям эстетического характера являются ухудшение состояния здоровья пациентов, а также их возраст, имеющий определенную взаимосвязь с резервными жизненными силами организма.
С одной стороны, использование элементов эстетической хирургии, например, в детском возрасте может отрицательно повлиять на рост или развитие тканей и отдельных структур лица и вследствие различного развития оперированных и неоперированных тканей приводить к повторным деформациям.
С другой стороны, сам по себе возраст сопровождается обычно постепенным снижением активности физиологических процессов в организме, биомеханических и физиологических характеристик тканей, что, несомненно, отражается на процессах восстановления после хирургических вмешательств.
К первой группе возрастных ограничений, отмеченных выше, относятся дети до 14–15 лет. Для них эстетическая хирургия ограничивается очень поверхностными эксцизиями внутрикожных или подкожных образований и коррекцией некоторых структур, достигших к этому возрасту размеров взрослого (например, торчащих ушных раковин). Особая тканевая и органосохраняющая коррекция может проводиться на структурах опорного и функционального предназначения только при их влиянии на нормальные механизмы функционирования (вывороты век, губ, нарушение носового дыхания, ограничения вследствие рубцовых контрактур в области суставов и др.).
Возраст 15–17 лет имеет принципиально такие же ограничения, но сам по себе объем вмешательств значительно расширяется и позволяет корригировать нарушенные пропорции лица. Однако в период гормональной перестройки рубцевание после операций протекает хуже и длительнее.
С 18–летнего возраста объем вмешательств увеличивается и включает корригирующие операции в области носа, периорбитальной и орбитальной областях; становятся возможными определенные вмешательства в области молочных желез и передней стенки живота.
Для объемных тканеразрушающих операций наиболее благоприятным следует считать возраст зрелого человека – от 30 до 45 лет. Эстетическая хирургия здесь может быть представлена в полном объеме с использованием таких обширных вмешательств, как редукционная маммопластика, абдоминопластика, липосакция.
Особое значение приобретают возрастные ограничения и тканевые особенности при планировании и проведении так называемых «омолаживающих» операций, когда тканевые возрастные изменения определяют в значительной степени тип и объем корригирующего вмешательства. Проводящееся повсеместно уже более 100 лет натяжение кожи лица («подтяжка») не полностью удовлетворяет пациентов и хирургов. Это связано с тем, что натяжение кожного слоя неспособно длительно и эффективно удержать весь массив мягких тканей, вовлекаемый в процесс старения. Это логически подсказывает хирургам необходимость корригирующих хирургических манипуляций на более глубоких тканях лица. Сама хирургическая техника при этом связывается либо с выделением отдельных слоев с их натяжением и иссечением возникающих «избытков» ткани, либо дублированием (пликацией), что, кроме всего прочего, способствует увеличению объема тканей в местах западений возрастного происхождения. Это, в первую очередь, относится к смещению и укорочению поверхностной мышечно–апоневротической системы лица (латинская аббревиатура – SMAS).
Кроме этого, определенная значимость придается в настоящее время большим зональным операциям, объединяющим коррекцию небольших участков в единую зону (коррекция верхней трети лица, верхних двух третей лица и др.) с подъемом смещенных мягких тканей лица и надежной фиксацией их в естественном положении. Логичность одновременного воздействия на весь мягкотканевой маст не подвергается сомнению, хотя эти вмешательства травматичны, длительны по времени выполнения и вызывают немало трудностей ведения периода реабилитации.
Можно лишь в общем виде представить следующую схему применения корригирующих омолаживающих операций:
а) при незначительном расслаблении тканей лица (преимущественно кожи) легким изменением контура лица по линии нижней челюсти (средний возраст пациентов 30–35 лет) – натяжение кожно–жирового слоя щек и шеи;
б) при средней степени расслабленности и смещении тканей щек и шеи с очевидным нарушением контура (средний возраст пациентов 35–45 лет) – укрепление или пликация SMAS и натяжение кожного слоя;
в) при выраженной степени возрастных изменений, что проявляется обычно к 60 годам или старше, несмотря на логическую необходимость подъема боковых и центрального отделов лица, следует в целях меньшей травматичности тканей пожилого человека возлагать надежду на умеренный послеоперационный эффект, достигаемый натяжением только кожно–жирового слоя лица, подкрепляемого улучшением рельефа кожи инъекциями гелей и методами шлифования кожи.
Конечно же, указанные выше показания и противопоказания к эстетическим операциям носят индивидуальный характер, но общее требование для всех – хорошее состояние здоровья. Задача хирурга и пациента едина: коррекция возрастных или врожденных эстетических недостатков лица и тела при сохранении и улучшении здоровья и функциональных показателей оперированных тканей.
Поделитесь статьей в социальных сетях
Порекомендуйте статью вашим коллегам
Предыдущая статья
Следующая статья
Информация с rmj.ru