Для цитирования: Пушкарь Д.Ю., Раснер П.И., Гвоздев М.Ю. Транспозиция дистального отдела уретры в лечении хронического цистита // РМЖ. 2013. №34. С. 14
Цистит – это воспаление слизистой мочевого пузыря. Хотя бы раз в жизни каждая женщина в той или иной форме сталкивается с симптомами заболевания. Для многих женщин это становится проблемой на несколько лет или на всю жизнь. К наиболее частым причинам возникновения, а затем и обострения хронического цистита относят бактериальные, химические и другие токсические воздействия, аутоиммунные реакции, нервные и сосудистые повреждения. В основе развития хронического цистита лежат процессы нарушения проницаемости слизистой мочевого пузыря на фоне различных сосудисто-нервных расстройств, а также дисгормональные изменения.
Несмотря на то, что причину возникновения хронического цистита не всегда удается выяснить, большинство клиницистов рассматривают его как заболевание вторичное, обусловленное прежде всего анатомическими и патофизиологическими изменениями органов малого таза, приводящими к нарушениям крово- и лимфообращения и поддерживающими хроническое воспаление в мочевом пузыре.
Сексуальная активность является одним из важнейших факторов генеза воспалительных заболеваний нижних мочевых путей у женщин. При этом вероятность развития болезни в большой степени зависит от сексуальной практики, частоты, регулярности и продолжительности половых актов. Существует много похожих названий, характеризующих цистит, возникающий после полового акта: цистит «медового месяца», «цистит после секса», «дефлорационный цистит», «половой цистит». Наиболее правильным следует считать термин «посткоитальный цистит», т.к. именно это название воспалительного процесса в нижних отделах мочевой системы у женщин используется в специальной отечественной и зарубежной литературе.
Восходящий путь проникновения микрофлоры в мочевой пузырь у женщин является основным. Частому развитию циститов и уретритов способствуют анатомические особенности женского мочеиспускательного канала: его малая длина, относительно большой диаметр и непосредственная близость к влагалищу и анальному отверстию – источникам микроорганизмов, наиболее часто являющихся причиной воспалительного процесса. Однако при наличии одинаковых анатомических условий подавляющее большинство женщин все-таки не страдают посткоитальным циститом. Так что же приводит к развитию цистита после полового акта?
Среди анатомических причин, приводящих к развитию хронических циститов и уретритов у женщин в сексуально активном периоде, основное место занимают гипермобильность и влагалищная эктопия наружного отверстия мочеиспускательного канала.
Гипермобильность – это повышенная подвижность наружного отверстия мочеиспускательного канала, обусловленная наличием спаек, представляющих собой остатки девственной плевы. При влагалищной эктопии наружное отверстие уретры располагается ниже своего обычного места – на границе с входом во влагалище, а спайки при этом слабо выражены или вообще отсутствуют.
И в том, и в другом случае во время полового акта происходит смещение наружного отверстия уретры во влагалище с одновременным его открытием, что создает условия для проникновения возбудителей воспалительного процесса. Половой член при этом играет роль поршня, нагнетающего влагалищное содержимое в просвет уретры.
Эти своеобразные анатомические варианты расположения наружного отверстия уретры являются одной из наиболее частых причин возникновения хронического цистита.
Основными симптомами (признаками) цистита, возникающего после полового акта, являются появление болезненного, учащенного мочеиспускания, ощущение рези, жжения спустя несколько часов (в ряде случаев – спустя сутки) после сексуального контакта. Иногда эти симптомы могут возникнуть даже после гинекологического осмотра. Заболевание дебютирует с момента начала половой жизни – отсюда и термин «дефлорационный цистит». В дальнейшем обострения могут случаться не только после полового акта, но и вследствие других причин, таких как переохлаждение, употребление алкоголя или острой пищи. Иногда посткоитальный цистит начинается с появлением регулярности половой жизни или при смене полового партнера.
Диагностика данного состояния не представляет особой сложности. Анатомические особенности расположения наружного отверстия мочеиспускательного канала хорошо видны при специальном осмотре с проведением диагностической пробы Хиршхорна. Однако значительное количество урологов и гинекологов, к которым обращаются эти больные, часто не информированы об этом заболевании, а большинство урологов вообще не проводят специальный осмотр пациенток в гинекологическом кресле. Вследствие этого лечение сводится к назначению курсов антибактериальной терапии. Эффект от такого лечения исключительно временный. Обычно следующий половой акт приводит к новому обострению. Начинаются очередной курс приема антибиотиков, диагностика заболеваний, передающихся половым путем, безрезультатное обследование полового партнера, консультации смежных специалистов.
В своей практике очень часто приходится встречаться с подобными ситуациями, когда пациентки безрезультатно проходят неоднократные курсы комбинированного лечения и реабилитации. Все это сопровождается душевными страданиями, сексуальной дисфункцией, семейными проблемами и значительными материальными затратами.
Единственным патогенетически обоснованным видом лечения посткоитального цистита является прием антибактериального или уроантисептического препарата непосредственно сразу после полового акта. Это вид лечения, который рекомендован Европейской ассоциацией урологов. Действительно, есть пациентки, которым этот вид лечения помогает. Однако очень многих больных это не устраивает из-за необходимости постоянного употребления антибиотиков, наличия побочных эффектов и других неудобств, связанных с таким режимом приема препаратов.
В случае выявления четкой связи симптомов цистита с половой активностью и отсутствием эффекта от медикаментозного лечения следует применить хирургическую коррекцию анатомического расположения наружного отверстия уретры.
Эта операция носит название «транспозиция дистального отдела уретры» и заключается в выделении конечного отдела мочеиспускательного канала и перемещении его выше входа во влагалище (рис. 1–3). Это позволяет вывести наружное отверстие мочеиспускательного канала из опасной зоны и, следовательно, создать условия для последующего проведения противовоспалительной терапии. Нами получен патент на данный способ хирургического лечения, и в течение последних 15 лет эта методика успешно применяется в урологической практике.
Следует особо подчеркнуть, что к хирургической коррекции следует прибегать только при выявлении четкой связи симптомов воспаления нижних мочевых путей с половой активностью и отсутствии эффекта от консервативного лечения.
В настоящее время данная операция заняла прочное место в ряду оперативных методик, применяющихся в урогинекологии. Как и большинство операций, транспозиция уретры имеет ряд особенностей, знание которых во многом помогает избежать возможных осложнений и достигнуть положительного результата. Только методологически правильное и регулярное, а не от случая к случаю выполнение данной операции дает гарантию положительного результата в пределах 70–75%.
Поделитесь статьей в социальных сетях
Порекомендуйте статью вашим коллегам
Предыдущая статья
Следующая статья
материал с сайта https://www.rmj.ru/