ЦИФРОВОЙ УНИВЕРСИТЕТ: ФАКТОРЫ ТРАНСФОРМАЦИИ
Научная статья
Кондюкова Е.С.1, *, Шершнева Е.Г.2, Савченко Н.Л.3, Леонов А.О.4
1, 2, 3, 4 Уральский федеральный университет им. Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия
* Корреспондирующий автор (elen-kon[at]ya.ru)
Аннотация
Исследование трансформации высшей школы в «цифровые университеты» связано с высокой актуальностью на фоне малопрогнозируемых внешних воздействий. На примере деятельности уральского университета рассмотрены компоненты электронно-цифровой среды вуза, условия формирования инновационной инфраструктуры современного университета, спектр вероятных последствий быстрого внедрения digital-образования в высшей школе, способы финансирования стратегии цифрового развития. Предложены необходимые факторы трансформации: создание дополнительной ценности для студентов контингента «Homo informaticus», конкуренция образовательных компетенций конкретного вуза, цифровизация управленческих процессов университета. Следствием стратегии цифровизации вуза выступает повышение конкурентоспособности и имиджевых характеристик учебного заведения как условие рыночной привлекательности на международном уровне.
Ключевые слова: конкуренция, компетенции, электронная образовательная среда, цифровой университет, цифровые технологии.
DIGITAL UNIVERSITY: TRANSFORMATION FACTORS
Research article
Kondyukova E.S.1, *, Shershneva E.G.2, Savchenko N.L.3, Leonov A.O.4
1, 2, 3, 4 Ural Federal University named after B.N. Yeltsin, Yekaterinburg, Russia
* Correspondent author (elen-kon[at]ya.ru)
Abstract
The study of higher education transformation into digital universities is associated with high relevance against the background of unpredictable external influences. The components of the electronic digital environment of a university, the conditions for the formation of the innovative infrastructure of a modern university, the range of possible consequences of the rapid implementation of digital education in higher education, and ways of financing the digital development strategy are considered on the example of the activities of the Ural University. The necessary transformation factors are as follows: additional value for students of the Homo informaticus contingent, the competition of educational competencies of a particular university, the digitalization of university management processes. The consequence of the digitalization strategy of the university is the increase in the competitiveness and image characteristics of the educational institution as a condition of market attractiveness at the international level.
Keywords: competition, competencies, electronic educational environment, digital university, digital technologies.
Введение
Цифровые технологии вытесняют традиционные линейные подходы во всех сферах жизни человека. Данные процессы значительно ускоряются и под влиянием внешних непрогнозируемых факторов. Так, всплеск пандемии COVID-19 подтолкнул общественное сознание к глобальным переменам в становлении новых принципов функционирования производства, строительства, транспорта, финансовых отношений. Но в первую очередь кардинальная перестройка затронула сферу образования. По прогнозам 2018 года ожидалось, что среднегодовой рост масштабов российского digital-образования в ближайшие пять лет будет находиться на уровне 20%, что уже значительно выше мировых темпов развития на 5-7% [1]. Однако вынужденный внешними обстоятельствами «всплеск» дистанционных инноваций весной 2020 года «перекрыл» двадцатипроцентный порог.
Экстренный перенос образовательных процессов в формат «дистанта» сразу высветил проблемы вузов: степень развитости информационной инфраструктуры университетов, обеспеченности дисциплин электронными образовательными ресурсами и массовой готовности преподавателей к использованию электронных сервисов и платформ [2].
В рамках данных тенденций в современных университетах инновационные методики ряда базовых и надстроечных подсистем высшего профессионального образования выступают долгосрочным градиентом развития.
Вместе с тем в исследованиях, посвященных проблемам цифровой трансформации образования, отмечается неполная готовность вузов к принятию автоматизации и электронных образовательных сервисов [3]. Авторы резюмируют, что большая часть вузов находится лишь на начальной стадии информатизации, подразумевающей формирование ИТ-инфраструктуры вуза, автоматизацию ряда учебных и административных процессов, и это тормозит уверенное продвижение к цифровой образовательной индустрии. Наряду с известными столичными и большими региональными вузами, давно и стабильно выкладывающими учебные курсы на образовательных международных и национальных платформах Coursera и Openedu, функционирует немалое количество вузов, которые представлены, в основном, только традиционным подходами к преподавательской деятельности – «лицом к лицу» со студентами.
Необходимость дальнейшего развития элементов digital-образования обуславливается, главным образом, социокультурными особенностями и потребностями молодого поколения, которые воспитаны в эпоху «цифровой революции», и представляют собой выражение нового антропологического типа – человека информационного («Homo informaticus») [4, С.2] или сетевого поколения [5]. Человек информационный, или социо-виртуальный, не мыслит себя вне пространства «гаджетов», вирт-реальности и сетевых коммуникаций.
Цель работы заключается в рассмотрении принципов формирования инновационной структуры современного университета. В рамках поставленной цели предлагаются задачи исследования, акцентирующие внимание на условия формирования компонентов электронно-цифровой инфраструктуры современного университета (1); изучении спектра вероятных последствий оперативного внедрения digital-образования в высшей школе (2).
Методы и принципы исследования
При обсуждении специфики «инновационного пространства» вузов важным аспектом является исследование элементов электронной образовательной среды современных университетов. В цифровую эпоху меняются ценности, установки как студентов, так и преподавателей [6].
На примере деятельности Уральского федерального университета (УрФУ), одного из ведущих образовательных учреждений России, рассмотрим компоненты электронно-цифровой среды вуза. В зависимости от сферы применения того или иного digit-элемента предлагается следующая систематизация:
- Образовательный процесс: открытые онлайн-курсы (в 2018 году на Национальной платформе открытого образования было реализовано 30 курсов); дистанционные образовательные технологии (система Гиперметод) [7]; проведение занятий в форме вебинаров [8]; образовательные ресурсы [9]; банки тестовых заданий и проведение электронного тестирования (зачеты, экзамены) в форме независимого контроля знаний; электронная библиотека [10].
- Научная сфера: smart-лаборатории, оснащенные современным оборудованием (технические факультеты); виртуализация конференций и олимпиад с использованием видеосвязи; наукометрический сервис [11].
- Организационно-управленческая сфера: электронные зачетные книжки, личные кабинеты; мультимедийные аудитории и конференц-залы; система электронного внутриуниверситетского документооборота; электронная приемная комиссия; бесплатный беспроводной интернет в учебных корпусах, общежитиях; электронная запись в спортивные секции.
- Имиджевое позиционирование: университетский сайт, аккаунты в социальных сетях; университетское телевидение; планируется цифровой call-центр.
Анализ представленных цифровых сервисов УрФУ демонстрирует, что акцент сделан на организацию дистанционных форм обучения и внедрение электронных образовательных ресурсов. Полагаем, что развитие digital-функционала придаст уральскому вузу мощный импульс к трансформации в «цифровой университет» как учебное заведение нового формата с оптимизированными внутренними процессами.
Фактором оперативности включения цифровых технологий в деятельность вуза выступает стратегический подход к организации digital-процедур. Иными словами, следует выработать долгосрочную четкую направленность вуза на продвижение цифрового образования.
За последние пять лет УрФУ пережил реструктуризацию, связанную с новыми акцентами в стратегическом развитии. На базе центров «Онлайн-образование», новых образовательных технологий и аудиовизуальных средств обучения преподаватели проходят обучение инновационным подходам, учатся готовить открытые курсы для выхода на образовательные платформы под кураторством команды профессионалов. Речь идет о становлении экосистемы образования с мониторингом «цифровых следов» участников процесса [12], с формированием «социального капитала и инновационной инфраструктуры» «опорного» университета как ядра экосистемы уральского региона [13].
Проблемы финансирования в поддержке инфраструктуры являются общими для всех университетов. Однако вопрос финансирования – необходимое условие становления цифрового образования, которое является дорогостоящим, несет в себе не только преимущества, но и существенные риски, например, зависимость от проектных целей внешних инвесторов, которые могут как напрямую участвовать в цифровых проектах университета, так и предоставлять грантовую поддержку. Данные проектные цели могут быть не «встроены» в стратегию университетского развития. Для снижения подобных рисков в 2011 г. в УрФУ создан эндаумент-фонд на принципах расходования только доходов фонда, объединяющий проверенных финансовых «доноров» университета, включая крупный региональный банк (СКБ-банк), известные производственные и сервисные компании (Росатом, СКБ-контур). Общая сумма фонда на сентябрь 2020 г. составляла более 100 млн рублей, что позволяет аккумулировать средства, необходимые для развития [14]. Функционирование фонда дает возможность создать устойчивые целевые схемы финансирования и поддержать независимость университета.
Имплементация дистанционных образовательных сервисов, безусловно, предлагает преимущества как для университетов, так и для студентов. С помощью таких сервисов вузы сокращают затраты, высвобождают часть аудиторного фонда, привлекают студентов из других регионов и стран. Студенты получают возможность доступа к образовательным ресурсам в режиме реального времени, экономят время и денежные средства на проезд до учебных заведений, совмещают учебу с работой по гибкому графику, хобби или путешествиями. Как отмечается в работе [15], при дистанционной форме обучения экономится до 35-45% времени участников. При этом студенты с ограниченными физическими возможностями получают более комфортную инклюзию во все образовательные процессы и социальные коммуникации с преподавателями и сокурсниками.
Цифровые технологии позволят расширить возможности для экспорта образовательных услуг. Уже сейчас информационно-коммуникационные технологические платформы предоставляют университетам возможность соответствовать глобальным тенденциям развития и адаптироваться в условиях растущей интеграции российской системы высшего образования в международное образовательное пространство. Российские вузы осваивают новые сегменты рынка на основе разработки сетевых учебных программ.
Стремление университетов занять желаемые позиции в международных рейтингах мотивирует к дальнейшему развитию виртуальных сервисов, дистанционных форм обучения, информационных технологий. По итогам рейтинга лучших университетов мира 28 российских вузов попали в авторитетный список [16]. УрФУ в рейтинге 2020 года занимает 35 место среди вузов развивающейся Европы и Центральной Азии (EECA) по критериям: академическая репутация, репутация среди работодателей, публикационная активность, научное цитирование публикаций, доля сотрудников с ученой степенью, доля иностранных преподавателей и студентов, эффективность интернет-ресурсов [17]. Выполнение данных критериев невозможно без развертывания digital-технологий.
Использование электронно-цифровых технологий в образовательной среде высвечивает позитивные социальные и экологические эффекты. Социальный эффект заключается в том, что повышаются образовательные возможности у работающих граждан, инвалидов, женщин в декретном отпуске, жителей сельской местности. Положительным вкладом можно также считать разгрузку автодорог от «пробок» и рассредоточение «наполненности» общественного транспорта. Экологический эффект проявляется в очищении воздуха и почвы вследствие минимизации количества реальных поездок студентов. Внедрение электронного документооборота позволяет экономить бумагу, канцелярские принадлежности, что в конечном итоге сохраняет лесные массивы и иные природные ресурсы.
К числу отрицательных эффектов цифровизации образовательного процесса необходимо отнести следующие позиции. Во-первых, сохраняют актуальность технические риски, связанные с возникновением сбоев в работе программ и оборудования, с некорректным сохранением и архивированием данных. Во-вторых, усиливается вероятность актуализации кибер-рисков, связанных с хакерскими атаками на университетские серверы и программное обеспечение. Для минимизации этих рисков необходим штат квалифицированных IT-специалистов, что связано с увеличением затрат на оплату труда. В-третьих, для ряда преподавателей старшего возраста работа в информационных порталах представляет проблему: им следует научиться оперативно работать с электронными ресурсами и компьютерными программами. Также они опасаются, что быстрые электронные технологии с параметрами обслуживания больших баз данных могут лишить их работы [18].
Феномен сопротивления преподавателей переменам трудно поддается исследованию, поскольку протекает в пассивной форме, которые, тем не менее, имеют такие же сильные разрушительные последствия, как и активные формы. [19]. Технологии приходится осваивать заново за счет блочно-модульных подходов.
В-четвертых, при сведении к минимуму «живого» общения студентов с преподавателями или друг с другом в студенческой среде может сформироваться устойчивое ощущение «коммуникативного вакуума». Ценность образовательного процесса как способа передачи витального, социального и профессионального опыта от старшего поколения к младшему снижается по мере трансформации образовательного процесса в digital-контексте.
По наблюдениям авторов А.А. Вербицкого, М.Д. Ильязовой, в условиях информационного общества при стремительном развитии цифровых технологий и распространении сети Интернет, содержание образования уже не является уникальной интеллектуальной собственностью конкретного преподавателя [20]. Возможность получения знаний, «упакованных» в привлекательную форму 3-5-D технологий, в ситуации масштабирования доступности информационных сетей является предпочтительным выбором поколения «Z». Традиционные методы обучения остаются все менее востребованными и результативными.
Диверсификация высшего образования в сторону экспериментальной деятельности, апробировании новейших образовательных технологий и ресурсов предполагает развитие современных организационно-правовых форм деятельности. Так, УрФУ предоставляет пространство для смешанных технологий обучения (blended learning) как чрезвычайно полезных для бакалавров и магистрантов в русле экономии времени, средств, эмоциональных затрат. Данные факторы оказывают влияние на качество деятельности вузов в русле растущей склонности к применению цифровых технологий в своей повседневной жизни.
В новых условиях возникла необходимость развития инновационных форм и методов образовательного процесса, который представляет социуму инновационный тип университетского преподавателя.
Основные результаты
Необходимость и оперативность цифровой трансформации объясняется несколькими факторами. Во-первых, в настоящее время практически все студенты усматривают применение IT-технологий не только в профессиональной сфере, но и в области социализации и коммуникации.
Второй аргумент состоит в росте конкуренции среди университетов, и особенно это касается «топовых» университетов. На фоне глобализации образовательного рынка борьба за студента будет происходить уже не в рамках отдельно взятой страны или кластера стран, а на международной арене. Таким образом, создание и сохранение за собой конкурентного преимущества в сфере образовательных компетенций будет определяться своевременностью внедрения новых технологий и, как следствие, готовностью к фундаментальным сдвигам в сторону востребованной образовательной системы нового поколения.
Третий аргумент исходит из необходимости цифровизации внутренних процессов университета для увеличения эффективности взаимодействия подразделений. Коммуникации являются необходимым условием для формирования инновационных и культурных преобразований, которые требуются от университета при переходе на цифровую образовательную модель.
Таким образом, цифровизация служит формированию инновационной структуры современного университета, адаптирует учебное заведение для целевой аудитории с применением систем управления на основе данных, индивидуальных образовательных технологий. Это однозначно приведет к повышению конкурентоспособности вуза, показавшему digital-адаптивность на рынке образования, созданию дополнительной ценности и привлечению студентов.
Практическая значимость исследования в рамках поставленной цели затрагивает аспекты условий формирования компонентов электронно-цифровой инфраструктуры и изучении последствий оперативного внедрения digital-технологий. Ожидаемым следствием стратегии цифровизации вуза предполагается повышение конкурентоспособности и имиджевых характеристик учебного заведения, мотивация преподавателей студентов в области исследовательских компетенций, в целом повышение эффективности деятельности вуза как международного игрока и позиционера авторитетных рейтингов.
Заключение
Современный университет, независимо от стратегических установок, рано или поздно либо пройдет путь цифровой трансформации, либо перестанет отвечать рыночным запросам. Такая трансформация представлена сущностным изменением культурных ценностей и организационных структур университета. Переход к цифровому университету предполагает внедрение гибких и бесшовных процессов на базе формирования адаптивной корпоративной культуры и оптимизации учебных, социальных процессов, что было показано на примере деятельности уральского университета.
Конфликт интересов
Не указан. |
Conflict of Interest
None declared. |
Список литературы / References
- Исследование российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий, 2019 [Электронный ресурс] // Нетология групп. Ed Market Reseach. URL: https://edumarket.digital (дата обращения 15.09.2020)
- Дистанционное обучение в экстремальных условиях, 2020 [Электронный ресурс] // Интерфакс. URL: https://academia.interfax.ru/ru/analytics/research/4491 (дата обращения 15.09.2020)
- Днепровская Н.В. Оценка готовности российского высшего образования к цифровой экономике / Н.В.Днепровская // Статистика и экономика. – –Т.15 – № 4. С. 16–28.
- Курбатов В.И. «Homo informaticus» – человек информационной эпохи: характерологические черты / В.И.Курбатов, О.М. Папа // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки (научное электронное издание). – 2017. – № 1.
- Tapscott D. Growing Up Digital: How the Net Generation is Changing Your World. / D.Tapscott. – New York: McGrowHill. – 2008. – 384 p.
- Игнатова Н.Ю. Образование в цифровую эпоху: монография / Н.Ю.Игнатова, С.В.Докучаев // Нижнетагильский технологический институт (филиал) УрФУ: Нижний Тагил – 2017. – С.5.
- Система электронного обучения на платформе Гиперметод / Портал электронных систем обучения [Электронный ресурс] // Уральский Федеральный университет. Официальный сайт. URL: https://learn.urfu.ru. (дата обращения 15.09.2020)
- Adobe Coonect [Электронный ресурс] // Программа для дистанционного обучения . URL: https://connect.urfu.ru. (дата обращения 15.09.2020)
- Портал информационно-образовательных ресурсов [Электронный ресурс] // Уральский Федеральный университет. Официальный сайт. URL: https://study.urfu.ru. (дата обращения 15.09.2020)
- Зональная научная библиотека [Электронный ресурс] // Уральский Федеральный университет. Официальный сайт. URL: http://lib.urfu.ru. (дата обращения 15.09.2020)
- Научно-исследовательский портал [Электронный ресурс] // Уральский Федеральный университет. Официальный сайт. URL: https://science.urfu.ru. (дата обращения 15.09.2020)
- Ларионова В.А. Цифровая трансформация университетов: заметки о глобальной конференции по технологиям в образовании EdCrunch Ural / В.А.Ларионова, А.А. Карасик // Университетское управление: практика и анализ. 2019 – 23 (3). – С. 130 – 135.
- Корчагина И.В. Развитие «мягкой» компоненты инновационных экосистем опорных университетов / И. В. Корчагина. // Университетское управление: практика и анализ. – 2020. – Том 24. – № 1. – С. 106-118.
- Эндаумент-фонд. Инвестиции в будущее [Электронный ресурс] // Уральский Федеральный университет. Официальный сайт. URL: https://urfu.ru/ru/endowment. (дата обращения 15.09.2020)
- Кущева Н.Б. Современная цифровая образовательная среда в высшем образовании России / Н.Б.Кущева, В.И. Терехова // Проблемы современной экономики. – 2018. – № 1 (65). – С. 191–194.
- World University Ranking 2021 // QS Quacquarelli Symonds. [Electronic resource] URL: https://www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2021. (дата обращения09.2020)
- World University Ranking 2021 // QS Quacquarelli Symonds. [Electronic resource] URL: https://topuniversities.com/universities/ural-federal-university-urfu/undergrad. (дата обращения 15.09.2020)
- Мкртычян Г. А. Сопротивления преподавателей изменениям: анализ причини факторов / Г.А.Мкртычян, О.В.Петрова // Университетское управление: практика и анализ. – 2019. – 23(4). – С. 142–150.
- Алпатова Е.С. Развитие системы корпоративного экономического образования в контексте модели непрерывного обучения / Е.С. Алпатова, Е.Г.Шершнева, О.М. Никитина и др. // Modern Humanities Success. – 2019. – № 7. – С. 143–147.
- Вербицкий А.А. Инварианты профессионализма: проблемы формирования: монография // А.А. Вербицкий, М.Д. Ильязова. – М.: Логос, 2011. – 288 с.
Список литературы на английском языке / References in English
- Issledovaniye rossiyskogo rynka onlayn-obrazovaniya i obrazovatelnykh tekhnologiy [Research of the Russian market of online education and educational technologies] // Netologiya grupp. Ed Market Reseach. 2019. [Electronic resource] URL: https://edumarket.digital (accessed 15.09.2020) [in Russian]
- Distantsionnoye obucheniye v ekstremalnyx usloviyax [Distance learning in extreme conditions] // Interfaks. Obrazovanie. 2020. [Electronic resource] URL: https://academia.interfax.ru/ru/analytics/research/4491 (accessed 15.09.2020) [in Russian]
- Dneprovskaya N.V. Otsenka gotovnosti rossiyskogo vysshego obrazovaniya k tsifrovoy ekonomike [Assessment of the readiness of Russian higher education for the digital economy] / N.V.Dneprovskaya // Statistika i ekonomika [Statistics and Economics]. 2018. Vol.15. № 4. P. 16–28 [in Russian].
- Kurbatov V.I. «Homo informaticus» – chelovek informatsionnoy epokhi: kharakterologicheskiye cherty [Assessing the readiness of Russian higher education for the digital economy] / V.I. Kurbatov, O.M. Papa // Gumanitarnyye. sotsialno-ekonomicheskiye i obshchestvennyye nauki [Humanities, socio-economic and social Sciences] scientific electronic publication 2017. № 1 [in Russian].
- Tapscott D. Growing Up Digital: How the Net Generation is Changing Your World / D.Tapscott. – New York: McGrowHill. – 2008. – 384 p.
- Ignatova N.YU. Obrazovanie v cifrovuyu epohu: monografiya [Education in the digital age: monograph] / N.YU.Ignatova, S.V.Dokuchaev // Nizhnetagil’skij tekhnologicheskij institut (filial) UrFU: Nizhnij Tagil [Nizhny Tagil technological Institute (branch) Urfu: Nizhny Tagil] – 2017. – P.5. [in Russian]
- Sistema elektronnogo obucheniya na platforme Gipermetod / Portal elektronnyh sistem obucheniya [E-learning platform to All / the Portal of electronic education systems] // Ural’skij Federal’nyj universitet. Oficial’nyj sajt [Ural federal University. Official site]. [Electronic resource] URL: https://learn.urfu.ru. (accessed 15.09.2020) [in Russian]
- Adobe Coonect // Programma dlya distancionnogo obucheniya [A program for distance learning]. [Electronic resource] URL: https://connect.urfu.ru. (accessed 15.09.2020) [in Russian]
- Portal informacionno-obrazovatel’nyh resursov [Portal of information and educational resources] // Ural’skij Federal’nyj universitet. Oficial’nyj sajt [Ural federal University. Official site]. [Electronic resource] URL: https://study.urfu.ru. (accessed 15.09.2020) [in Russian]
- Zonal’naya nauchnaya biblioteka [Zonal scientific library] // Ural’skij Federal’nyj universitet. Oficial’nyj sajt [Ural federal University. Official site]. [Electronic resource] URL: http://lib.urfu.ru. (accessed 15.09.2020) [in Russian]
- Nauchno-issledovatel’skij portal [Research portal] // Ural’skij Federal’nyj universitet. Oficial’nyj sajt [Ural federal University. Official site]. [Electronic resource] URL: https://science.urfu.ru. (accessed 15.09.2020) [in Russian]
- Larionova V.A. Cifrovaya transformaciya universitetov: zametki o global’noj konferencii po tekhnologiyam v obrazovanii EdCrunch Ural [Digital transformation of universities: notes on the global conference on technologies in education EdCrunch Ural] / V.A.Larionova, A.A. Karasik // Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz [University management: practice and analysis]. 2019 – 23 (3). – P. 130 – 135. [in Russian]
- Korchagina I.V. Razvitie «myagkoj» komponenty innovacionnyh ekosistem opornyh universitetov [Development of the “soft” component of innovative ecosystems of supporting universities] / I. V. Korchagina. // Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz [University management: practice and analysis]. – 2020. – Vol. 24. – № 1. – P. 106-118. [in Russian]
- Endaument-fond. Investitsii v budushcheye [Endowment Fund. Investment in the future] // Uralskiy Federalnyy universitet. Ofitsialnyy sayt. [Ural federal University. Official site]. [Electronic resource] URL: https://urfu.ru/ru/endowment (accessed 15.09.2020) [in Russian].
- Kushcheva N.B. Sovremennaya tsifrovaya obrazovatelnaya sreda v vysshem obrazovanii Rossii [Modern digital educational environment in higher education in Russia] / N.V.Kushcheva, V.I.Terekhova // Problemy sovremennoy ekonomiki [Problems of the modern economy] 2018. – № 1 (65). – P. 191–194. [in Russian].
- World University Ranking 2021 // QS Quacquarelli Symonds. [Electronic resource] URL: https://www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2021 (accessed 15.09.2020)
- World University Ranking 2021 // QS Quacquarelli Symonds. [Electronic resource] URL: https:// www.topuniversities.com/universities/ural-federal-university-urfu/undergrad. (accessed 15.09.2020)
- Mkrtychyan G. A. Soprotivleniya prepodavateley izmeneniyam: analiz prichini faktorov [Teachers ‘ resistance to change: analysis of causes and factors] / G.A. Mkrtychyan, O.V.Petrova Universitetskoye upravleniye: praktika i analiz. 2019; 23(4): 142–150. [in Russian].
- Alpatova E.S. Razvitiye sistemy korporativnogo ekonomicheskogo obrazovaniya v kontekste modeli nepreryvnogo obucheniya [Development of corporate economic education system in the context of the continuous learning model] / Е.S.Alpatova, E.G.Shershneva, O.M.Nikitina and others // Modern Humanities Success. 2019. № 7. P. 143-147. [in Russian].
- Verbitskiy A.A. Invarianty professionalizma: problemy formirovaniya: monografiya [Invariants of professionalism: problems of formation: monograph] // A.A. Verbitskiy. M.D. Iliazova. – M.: Logos. 2011. – 288 p. [in Russian]