Введение
Андрогенная (или андрогенетическая) алопеция (АГА) является наиболее распространенной формой патологического выпадения волос. Оба термина — «андрогенная» и «андрогенетическая» — равнозначны и подчеркивают либо преимущественно роль половых гормонов, либо акцентируют внимание на генетической предрасположенности. Патофизиология данного заболевания до конца не изучена, однако считается, что в ее основе лежит мультифакторный механизм, включающий как генетические, так и гормональные аспекты. На развитие заболевания и тяжесть течения могут оказывать влияние экологические факторы, образ жизни, сопутствующая патология [1]. Сама по себе АГА не является тяжелым заболеванием, оказывающим влияние на состояние здоровья, однако может вызвать тревогу, депрессию и социальную изоляцию, значительно снижая качество жизни как мужчин, так и женщин1. Согласно эпидемиологическим данным, заболевание встречается у 30% мужчин в возрасте 30 лет, достигая 50% к 50 годам. У женщин распространенность составляет около 19% среди представителей европеоидной расы, значительно увеличиваясь с возрастом до 40% в 70 лет [2].
Андрогенная алопеция представляет собой продолжительный и непрерывный процесс, и его клинические проявления варьируют от пациента к пациенту. Типичная клиническая картина1 характеризуется выпадением волос на генетически предрасположенных участках кожи головы в сочетании с укорочением фазы роста волос и удлинением фазы покоя, в результате чего волосы становятся короче, тоньше, снижается их пигментация. У части пациентов заболевание клинически проявляется только в определенных областях поражения, у других пациентов процесс носит диффузный характер: наблюдается общее поредение волос с сохранением нормального диаметра волос на интактных участках. Кроме того, клиническая картина АГА меняется в зависимости от пола и расовой принадлежности пациента. У мужчин основные клинические характеристики АГА включают выпадение волос в области передней линии роста волос с последующим образованием лобно-височных и теменных залысин. Клиническая картина женской АГА характеризуется поредением и истончением волос либо в височной, либо в теменной области, однако может иметь место и диффузный характер выпадения с преобладанием истончения и поредения волос в лобно-теменной области, височных областях, иногда затрагивается и затылочная зона, а также определяется умеренное усугубление лобно-височных углов.
Диагноз «андрогенная алопеция» ставят на основании семейного и медицинского анамнеза и осмотра пациента, в ходе которого оценивают степень тяжести алопеции по шкале Людвига для женщин и шкале Гамильтона — Норвуда для мужчин, тракционного теста, дерматоскопии, трихограммы, патогистологического исследования при необходимости.
Патогенез АГА включает сложные молекулярные механизмы, такие как активация 5α-редуктазы, превращающей тестостерон в более активный дигидротестостерон, который связывается с андрогенными рецепторами волосяных фолликулов, приводя к их постепенной миниатюризации и сокращению продолжительности фазы анагена, что приводит к уменьшению количества растущих волос. Генетическую предрасположенность к развитию АГА на сегодняшний день подтверждают большинство исследований [3].
Современные подходы к лечению АГА включают как медикаментозные, так и аппаратные методы, направленные на стимуляцию роста волос, снижение негативного влияния андрогенов и улучшение состояния кожи головы, а также трансплантацию волос. Наиболее изученным и распространенным на сегодняшний день считается применение миноксидила и финастерида, однако их эффективность ограничена, а длительное применение может сопровождаться нежелательными явлениями и низкой приверженностью лечению со стороны пациента. Зачастую это связано с возникновением у пациентов страха синдрома отмены и необходимостью ежедневного длительного использования лекарственных средств. Также данные препараты демонстрируют высокую клиническую эффективность не у всех пациентов. В связи с этим последние годы активно развиваются инновационные методы лечения алопеции, включающие фотодинамическую терапию (ФДТ) и применение экзосом, которые представляют перспективные направления в регенеративной медицине [4].
Представляем клиническое наблюдение пациентки с АГА по женскому типу, лечение которой проведено с применением комбинированного протокола, включающего ФДТ и накожное применение экзосом (пациентка подписала информированное добровольное согласие на публикацию данных и фотографий).
Содержание статьи
Клиническое наблюдение
На прием в клинику «ИНСКИН» обратилась пациентка 45 лет с жалобами на выраженное поредение волос в височных областях. Отмечает изменение качества волос в виде истончения и замедленного роста, а также тусклость волос.
Ранее при обращении с данными жалобами в другую клинику получала процедуры введения в кожу головы аутологичной плазмы, обогащенной тромбоцитами, и наружную терапию лосьоном с содержанием миноксидила 2%. Однако в связи с повышенной чувствительностью не смогла пройти необходимый курс инъекционной терапии, от наружного применения лосьона с миноксидилом спустя 2 мес. отказалась.
Из семейного анамнеза известно о раннем выпадении волос у отца и старшей сестры.
Status localis на момент обращения: при осмотре изменений на коже волосистой части головы не выявлено; отмечается поредение волос в височно-теменных областях справа и слева, расширение пробора. Волосы эпилируются довольно легко, безболезненно. При проведении тракционной пробы в руках остается до 10 волос (см. рисунок, A, C).
При дерматоскопии с 20-кратным увеличением с использованием Handyscope отмечается анизотрихоз; пушковые волосы; отдельные волосяные фолликулы; единичные перипапиллярные признаки в виде коричневых ареол вокруг волосяных фолликулов (см. рисунок, E, G). Установлен диагноз: андрогенная алопеция по женскому типу, тяжесть по шкале Людвига II.
Учитывая ранее проводимое лечение, было принято решение о проведении курса ФДТ на аппарате REVIXAN MIDI+ с применением фотосенсибилизатора REVIXAN CAPILLI № 6 с периодичностью 1 процедура в неделю в сочетании с комплексными процедурами накожного применения экзосом ASCEplus SRLV с последующей фотобиомодуляцией REVIXAN (без применения фотосенсибилизатора) курсом 5 процедур с периодичностью 1 раз в месяц. Рекомендовано домашнее применение лазерной расчески REVIXAN, сочетающей низкоинтенсивное лазерное излучение (НИЛИ) и ФДТ для поддержания клинического результата.
Обоснованность терапевтического протокола. ФДТ основана на использовании фотосенсибилизаторов, которые при активации светом определенной длины волны генерируют активные формы кислорода (АФК), оказывающие цитотоксическое действие.
Согласно патентным данным ФДТ может стимулировать рост волос посредством активации фотосенсибилизатора в волосяных фолликулах и окружающих тканях. Облучение видимым светом соответствующей длины волны и интенсивности активирует фотосенсибилизатор, стимулируя и восстанавливая рост волос [5]. В нашем клиническом наблюдении ФДТ проводили на оборудовании REVIXAN MIDI+ с использованием уникального фотосенсибилизатора на основе модифицированного хлорофилла — R-OXY-CE6-ACTIVE, который извлекается из микроводоросли Spirulina Platensis и представляет собой смесь производных хлорофилла, содержащую хлорин е6 и его амфифильные аналоги.
Основным механизмом действия ФДТ является контролируемая генерация АФК. При активации фотосенсибилизатора световым излучением с длиной волны 630–670 нм происходит фотохимическая реакция, в результате которой образуются АФК. В контролируемых концентрациях АФК выполняют регуляторную функцию, активируя ключевые сигнальные пути клеточной регенерации [6]. Достичь контролируемого выброса АФК можно только в аппаратах с регулируемой интенсивностью света, что с успехом реализовано в оборудовании REVIXAN. Генерируемые АФК активизируют критически важный для регенерации волос Wnt/β-катениновый сигнальный путь и PI3K/AKT/GSK-3β сигнальный каскад, который ингибирует протеасомную деградацию β-катенина в стволовых клетках волосяных фолликулов [7]; β-катенин играет центральную роль в активации покоящихся стволовых клеток волосяных фолликулов и инициации нового цикла роста волос [8]. Используемый в процедуре препарат REVIXAN CAPILLI содержит цинковые (Zn2+) и медные (Cu2+) металлокомплексы R-OXY-CE6-ACTIVE в липосомальной структуре с троксерутином и является фотосенсибилизатором хлоринового ряда, содержащим в тетрапирольном кольце ионы меди и цинка, которые обеспечивают дополнительные механизмы стимуляции роста волос.
Красный свет (630–670 нм) также обладает выраженным противовоспалительным эффектом, который особенно важен при АГА [9, 10], что в итоге приводит:
-
к снижению уровней провоспалительных цитокинов IL-6, IL-8 и TNF-α;
-
нормализации функции сальных желез и уменьшению себорейных проявлений;
-
созданию оптимальной среды для здорового роста волос;
-
улучшению доставки питательных веществ к корням волос.
Инфракрасный свет 850 нм обеспечивает улучшение кровотока, усиление иммунной реакции и обеспечивает пенетрацию нанесенных накожно препаратов, в частности экзосомальных продуктов.
Обоснованность применения экзосом в трихологии подтверждается многочисленными исследованиями и мировым клиническим опытом [11–14].
В данном клиническом наблюдении были использованы экзосомы ASCEplus HRLV, полученные по запатентованной технологии ExoSCRT™ южнокорейской компанией ExoCoBIO [15]. ASCEplus HRLV представляет собой лиофилизированный порошок, содержащий 10 млрд экзосом, полученных из стволовых клеток розы дамасской (Rosa damascena), дополнительно обогащенный биотином, пептидами, аминокислотами, витаминами и минералами. Благодаря уникальной технологии получения и лиофилизации обеспечивается стабильность и сохранение функциональной активности экзосом без риска репликации клеток, что важно с точки зрения безопасности их применения.
Источником экзосом были выбраны стволовые клетки дамасской розы. Экзосомы растительного происхождения обладают уникальными биологическими свойствами и высоким профилем безопасности. Они не вызывают иммунного ответа со стороны тканей человека, не онкогенны, не несут риска передачи зоонозов, отвечают этическим и юридическим нормам применения. Компания-разработчик ExoCoBio обладает множественными исследования и публикациями, подтверждающими безопасность и эффективность ASCEplus HRLV. Особенно стоит отметить наличие у компании патентов, подтверждающих активизацию роста и предупреждение выпадения волос [16] и первый в мире патент на экзосомы, полученные из стволовых клеток, обладающие эффектом восстановления цвета волос [17]. Экзосомы содержат 598 типов микроРНК (miR) факторы роста и питательные вещества, направленные на улучшение состояния волос и кожи головы. К ключевым стимулирующим рост волос микроРНК, содержащимся в большом количестве в ASCEplus HRLV, относятся:
miR-100 и miR-25 — активируют Wnt/β-катениновый сигнальный путь, способствуя переходу фолликулов из фазы покоя в фазу роста (анаген), и пролиферацию кавеолин 1 2, CDC42, DDR2, GFFR2 и т. д. [18];
-
miR-22 — регулирует дифференцировку стволовых клеток волосяных фолликулов;
-
miR-21 — способствует пролиферации клеток дермальной папиллы и подавляет воспаление [19, 20];
-
miR-125b — участвует в регуляции клеточного цикла и предотвращает апоптоз фолликулярных клеток [21, 22];
-
miR-229, miR-385, miR-203, PRDX1, PRDX6 — обладают антиоксидантными свойствами.
Именно эти микроРНК в составе экзосом обеспечивают модуляцию ключевых сигнальных путей, таких как Wnt/β-катенин, PI3K/Akt, MAPK, что приводит к активации стволовых клеток волосяных фолликулов и стимуляции их пролиферации.
Факторы роста EGF, FGF, TGF-β, IGF в составе экзосом усиливают процессы регенерации, улучшают микроциркуляцию и создают благоприятную среду для восстановления волосяных фолликулов. Экзосомы снижают уровень провоспалительных цитокинов (IL-6, IL-8, TNF-α), уменьшая хроническое воспаление кожи головы, которое является одним из факторов прогрессирования АГА.
В описываемом клиническом наблюдении в связи с жизненными обстоятельствами было выполнено 4 процедуры ФДТ на аппарате REVIXAN MIDI+ с применением фотосенсибилизатора REVIXAN CAPILLI с интервалом между процедурами 7–10 дней и 3 сочетанные процедуры с применением экзосом ASCEplus SRLV с интервалом 1 мес. между 1-й и 2-й процедурами и 3 мес. между 2-й и 3-й процедурами. Контрольное фотографирование было выполнено через 3 мес. после последней сочетанной процедуры.
Считаем важным отметить, что на протяжении всего периода наблюдения пациентка не использовала химические красители для окраски волос.
Протоколы процедур:
Фотодинамическая терапия — нанесение REVIXAN CAPILLI, экспозиция 30 мин; световое воздействие со следующими параметрами: синий свет 400 нм — 20–40% для активирования хлорофильного комплекса R-OXY-CE6-ACTIVE, красный свет 660 нм — 40–100% (постепенное повышение с каждой последующей процедурой), инфракрасный 850 нм — 80–100%, общее время воздействия — 20 мин.
Сочетанный протокол — проведение процедуры сухой наппаж, нанесение восстановленного физиологическим раствором NaCl 0,9% в объеме 4 мл лиофилизата экзосом ASCEplus HRLV, фотобиомодуляция без использования сенсибилизатора с параметрами: красный свет 660 нм — 40–80%, инфракрасный 850 нм — 80–100%; общее время воздействия — 20 мин.
Результат проведенной терапии представлен на рисунке, B, D, F, H. Комбинированный подход показал синергетический эффект — через 9 мес. после начала наблюдения отмечаются значительное увеличение плотности волос по сравнению с исходным уровнем, однородность диаметра волос, уменьшилось количество одиночных фолликулярных юнитов, отсутствуют перипапиллярные признаки. Уменьшилась ширина пробора, что говорит о снижение тяжести проявления алопеции по шкале Людвига. Восстановилась яркость цвета волос.
Удовлетворенность терапией оценивается пациенткой как высокая.
Обсуждение
Представленное клиническое наблюдение демонстрирует возможности лечения АГА при неэффективности лечения согласно клиническим рекомендациям и/или отказе пациента от них и высокой чувствительности к инъекционным методам терапии.
Анализ научных публикаций о механизмах действия ФДТ и накожного нанесения экзосом позволяет говорить о данных методах как о патогенетических. Также важным аспектом считаем, что использование фотобиомодуляции в сочетанных протоколах благодаря ее механизмам действия позволяет максимально раскрыть терапевтические возможности экзосом, оставаясь при этом в юридическом поле. На данный момент препараты, содержащие экзосомы, разрешены исключительно для накожного нанесения. Однако в связи с недостаточным периодом наблюдения (в том числе в мировой клинической практике) применения данных методов для лечения АГА, необходимы дальнейшие исследования для разработки оптимальных протоколов терапии с учетом тяжести течения АГА. В нашей клинике при поддержке компании «Маруга» было проведено клиническое наблюдение комбинированного применения экзосом ASCEplus HRLV и фотобиомодуляции REVIXAN для терапии АГА без дополнительной терапии. Под наблюдением находились 10 пациентов в возрасте от 39 до 67 лет, получивших курс из 5 сочетанных процедур. Во всех случаях был получен выраженный клинический результат, подтвержденный в ходе 9-месячного периода наблюдения.
Особое внимание стоит уделить контрольным визитам пациентов в клинику для наблюдения за течением заболевания и назначением поддерживающих процедур. Также мы считаем важным для закрепления и поддержания результата рекомендовать применение НИЛИ-терапии в домашних условиях с использованием лазерной расчески REVIXAN, сочетающей НИЛИ и ФДТ, для поддержания клинического результата.
Комбинированное применение методов, описанных в данном клиническом наблюдении, имеет ряд неоспоримых преимуществ:
-
неинвазивность, отсутствие болевых ощущений и периода реабилитации после процедур;
-
минимальный риск побочных эффектов, в том числе отсутствие системных нежелательных явлений, в отличие от системной терапии финастеридом;
-
возможность комбинирования как между собой, так и с традиционными подходами лечения;
-
регенеративный потенциал: в отличие от симптоматической терапии, данные методы воздействуют на фундаментальные механизмы регенерации волосяных фолликулов.
Несмотря на обнадеживающие результаты, существуют определенные ограничения в применении данных методов:
-
необходимость множественных сеансов;
-
ограниченные долгосрочные данные, необходимы дополнительные исследования для оценки долгосрочной эффективности и безопасности;
-
индивидуальная вариабельность ответа: эффективность может варьировать в зависимости от стадии алопеции и индивидуальных особенностей пациента.
Заключение
Современные методы ФДТ, фотобиомодуляции и экзосомальной терапии могут успешно интегрироваться в существующие алгоритмы лечения АГА как методы второй линии терапии, как основная терапия при отказе пациента от стандартной терапии или в качестве адъювантного лечения при недостаточной эффективности стандартной терапии. Особенно перспективным представляется их применение на ранних стадиях заболевания, когда сохранен значительный пул миниатюризированных фолликулов, способных к реактивации.
Сведения об авторе:
Саламашенко Надежда Александровна — врач дерматовенеролог, косметолог, главный врач клиники ООО «ИНСКИН»; 199155, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Железноводская, д. 20.
Контактная информация: Саламашенко Надежда Александровна, e-mail: n@inskin.clinic
Прозрачность финансовой деятельности: автор не имеет финансовой заинтересованности в представленных материалах или методах.
Конфликт интересов отсутствует.
Статья поступила 28.05.2025.
Поступила после рецензирования 10.06.2025.
Принята в печать 30.06.2025.
About the author:
Nadezhda A. Salamashenko — dermatovenerologist, cosmetologist, Chief Medical Officer of INSKIN LLC; 20, letter A, room 4-N, Zheleznovodskaya str., St. Petersburg, 199155, Russian Federation.
Contact information: Nadezhda A. Salamashenko, e-mail: n@inskin.clinic
Financial Disclosure: the author has no a financial or property interest in any material or method mentioned.
There is no conflict of interest.
Received 28.05.2025.
Revised 10.06.2025.
Accepted 30.06.2025.
1Клинические рекомендации. Андрогенная алопеция. (Электронный ресурс.) URL: https://docviewer.yandex.com/view/0/?page=1&*=aP8C6aHTJELqkYUNXNDjd6Rd4kh7InVybCI6InlhLWJyb3…oxNzUyNjU0OTk0MTE3LCJ5dSI6IjkxMjIzNjAzMjE2NjM3Njk4NzcifQ%3D%3D (дата обращения: 15.06.2025).
Информация с rmj.ru