Когда человек решает обратиться к психологу, он точно так же выбирает специалиста, как выбирал бы, к примеру, хорошего стоматолога. Предложений от практикующих психологов в одной только Москве сегодня сотни, если не тысячи. И не всегда здесь работает правило «дороже стоит – лучше помогает». Даже правило «больше опыта – лучше помогает» не всегда справедливо. Например в Оренбурге по ссылке https://xn--56-6kcqfyd8e1a.xn--p1ai/ вы можете найти себе хорошего психолога.
Каким же должен быть хороший психолог? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сделать небольшое отступление и выяснить, ради чего клиент приходит к психологу. Если у нас появилась дыра на платье – мы видим ее, берем иголку с ниткой и зашиваем. Но как быть, если дыра не видна нам?.. Залатать ее мы не можем, хотя знаем, что она есть. Но где есть?.. Откуда есть? Почему есть?.. И пока мы задаем себе эти вопросы, под платье сквозь дыру пробирается ледяной ветер. Наша психика устроена так, чтобы максимально оберегать нас – и при наличии длительно действующих стрессовых факторов она ставит своеобразную защиту. Эта защита, с одной стороны, прекрасно выполняет свою функцию, не давая нам сойти с ума от неопределенности. Защита дает нам некий базис, за который можно цепляться. Она как бы прикрывает проблему – но последняя остается. Дыра не зашита, и мы это чувствует. Но вот беда – дыру уже не видим. Защита «ослепляет» нас, лишая способности видеть проблему. И мы удивляемся – почему каждый разя попадаю в одну и ту же неприятную ситуацию? Что за люди вокруг меня такие?.. И все ли в порядке со мной?.. Вот тут-то и наступает время обращаться к психологу – когда человек понимает, что самостоятельно обнаружить и залатать дыру не в силах. Именно этого он чаще всего и ждет от психолога.
Хорошо, если клиент достаточно разобрался в себе, чтобы понять – это не люди вокруг такие редиски, это в моей душе что-то не то. Чаще бывает наоборот – и тогда работа психолога осложняется еще и необходимостью показать клиенту неприятные стороны его души, с которыми клиент, скорее всего не согласится. И тут-то потребуется длительная работа — психолог будет учить клиента принимать эту черноту в себе, а клиент будет брыкаться, но все же учиться видеть себя целостно, а не фрагментарно. Итак, клиент ждет от психолога, что тот поможет ему увидеть причину проблемы. А о том, что проблема существует, клиент осведомлен. Другое дело – насколько он готов встретиться с ней. Задача психолога – организовать эту встречу и сделать все для того, чтобы она прошла как можно боле плодотворно и безопасно для клиента.
Существуют техники, позволяющие увидеть проблему быстро, грубо, без прикрас – но психолог всегда должен четко понимать, можно ли применить эту технику в работе с данным конкретным клиентом или лучше выбрать что-то помягче. Очень часто клиент пытается втянуть психолога в свою «игру», предлагая ему одну из ролей, которыми он часто наделяет других людей из своего окружения. Хороший психолог не примет этой игры. Психолог всегда остается нейтральным по отношению к клиенту. Только в этом случае возможна эффективная работа, и только так клиент научится психологу доверять, а не пытаться манипулировать им. Последнее возможно в том случае, если сам психолог доверяет себе и четко видит все свои недочеты. Хороший психолог всегда замечает все проявления проблемы в клиенте – особенно невербальные. Это помогает ему грамотно строить диалог с клиентом – так, чтобы последний постепенно приоткрывал для себя свои проблемы и учился их решать.