Литвиненко И.Л.
Кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент организации», ФГБОУ «Московский государственный гуманитарно-экономический институт»
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИЙ: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Аннотация
В статье рассмотрен современный опыт государственной поддержки инновационной модели развития ведущих зарубежных стран и России. Выявлены ключевые инструменты поддержки.
Ключевые слова: уровень инновационного развития, модель инновационного развития, государственная поддержка исследований и разработок.
Litvinenko I.L.
PhD in Economics, Assosiate Professor of the Chair “Company’s Management”, Moscow State Humanities and Economics Institute
STATE SUPPORT FOR INNOVATION: RUSSIAN AND FOREIGN EXPERIENCE
Abstract
The article describes the contemporary state support experience of innovative development models of major countries and Russia. The key support tools are identified.
Keywords: innovative development level, innovative development model, government support for research and development.
Современное лидерство мировых индустриальных держав все в большей степени определяется не столько наличием природных ресурсов, сколько научно-техническим прогрессом и уровнем инновационного развития экономики. В развитых странах на долю новых знаний, воплощаемых в новых технологиях, оборудовании, организации производства, приходится от 70 до 85 процентов прироста ВВП, здесь концентрируется свыше 90 процентов мирового научного потенциала и контролируется 80 процентов глобального рынка высоких технологий, объем которого оценивается в 2,5-3 трлн. долл. США [1, с. 114-115].
Вместе с тем прирост ВВП в российской экономике в предкризисный период более чем на 2/3 обеспечивался ростом экспорта и мировых цен на топливно-энергетическое сырье и металлы [3, с. 56]. Необходимость модернизации экономики определяется и тем, что экстенсивная модель, основанная на вовлечении в производство все большего количества сырьевых ресурсов, устарела, резервы роста за счет этих факторов уже исчерпаны [4, с.209], страна уже не может, не внедряя передовые технологии и не обновляя продукцию, конкурировать на мировых рынках [5, с. 49].
Обращаясь к современному мировому опыту, можно выделить три основные модели инновационного развития промышленно развитых стран [6, с. 187]:
- Ориентированность на лидерство в науке, реализация крупномасштабных целевых проектов, как правило, со значительной долей инновационного потенциала в секторе (США, Англия, Франция).
- Ориентированность на распространение нововведений, создание благоприятной инновационной сферы, рационализацию всей структуры экономики (Германия, Швеция, Швейцария).
- Стимулирование нововведения путем развития инновационной инфраструктуры, обеспечения восприимчивости к достижениям мирового научно-технического прогресса, координацию действий в науке и технике (Япония, Южная Корея).
Очевидно, что выбор любой из моделей сопряжен со значительными инвестиционными вливаниями и организацией эффективного инструментария, направленного на поддержку и регулирование данной сферы со стороны государства.
Построение новой модели российской экономики, основанной на инновационном развитии, может проходить несколькими путями, среди которых [5, с.49]:
– приоритетное финансирование отечественной науки и разработок;
– закупка за рубежом передовых технологий и внедрение их в отечественную промышленность;
– прямые иностранные инвестиции.
Государственная финансовая поддержка исследований и разработок во всех ведущих зарубежных странах играет ключевую роль в обеспечении инновационного процесса [2, с. 62]. В докризисный период доля расходов на научные исследования и разработки в России составляла 1,12 процента к ВВП в странах ЕС этот показатель составляет от 0,49 до 3,6 процентов (таб. 1).
Таблица 1 – Источники финансирования расходов на науку в некоторых странах мира
Страна | Расходы на науку и образование | |||||
Всего млрд. евро | Всего в процентах к ВВП | в том числе в процентах к общему объему финансирования | ||||
бизнесом | госбюджетом | из-за границы | прочие | |||
Россия | 4,9 | 1,12 | 29 | 63 | 7 | 1 |
Швеция | 2,4 | 3,6 | 64 | 24 | 8 | 4 |
Финляндия | 2,2 | 3,5 | 68 | 24 | 7 | 1 |
Япония | 61,2 | 3,4 | 77 | 16 | – | 6 |
Южная Корея | 11,5 | 3,0 | 76 | 23 | – | 1 |
США | 102,5 | 2,7 | 66 | 28 | – | 6 |
Германия | 30,5 | 2,6 | 68 | 28 | 4 | – |
Франция | 17,1 | 2,08 | 52 | 38 | 7 | 2 |
Чехия | 0,9 | 1,54 | 54 | 41 | 4 | 1 |
Китай | 27,4 | 1,44 | 70 | 25 | 15 | – |
Венгрия | 0,5 | 0,97 | 44 | 44 | 11 | 1 |
Турция | 0,8 | 0,72 | 48 | 47 | 1 | 4 |
Польша | 1,1 | 0,57 | 34 | 59 | 7 | – |
Словакия | 0,2 | 0,49 | 36 | 54 | 10 | – |
Источник: Science, technology and innovation in Europe. European Commission, Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2010.
Однако интерес вызывает не только относительные показатели, но и общий объем финансирования науки и анализ источников финансирования.
Наибольшие расходы на науку и образование несут США, Япония, Китай, страны ЕС (15 стран). Страны Центральной и Восточной Европы, недавно принятые в ЕС, рассчитывают на помощь из-за рубежа и не обременяют себя финансированием научных исследований. В индустриально развитых и интенсивно развивающихся странах, таких как Южная Корея, Китай, наблюдается большой интерес частного капитала к исследованиям. Этот капитал обеспечивает финансирование более половины расходов на науку и образование. Бизнес становится не только покупателем патентов, авторских прав, лицензий, но и финансирует разработки на самых начальных этапах научных исследований, что значительно сокращает начальные стадии жизненного цикла наукоемкой продукции и сроки внедрения и освоения новой техники [5, с.50].
В тоже время, как видно из данных таблицы, государство само выступает крупным, а в ряде стран и основным инвестором в новые знания и технологии. За счет бюджетных средств финансируются, в частности, большая часть затрат на фундаментальную науку, прикладные исследования оборонного назначения, а также наиболее сложные и дорогостоящие разработки, включая космические станции, ускорители т.д.
Наряду с этим государство выполняет функцию катализатора инновационной активности национального бизнеса, создавая для него с помощью различных финансовых и налоговых механизмов благоприятные условия для расширения вложений в высокотехнологичные проекты.
Поддержка инновационной деятельности обычно осуществляется в зарубежных странах в соответствии с национальными средне- и долгосрочными стратегиями развития науки, технологий и инноваций, устанавливающими приоритетные направления, объемы и механизмы государственного финансирования данной сферы. К примеру, развернутыми стратегиями располагают США, Япония, Германия, Великобритания, Китай, Бразилия и Индия, т.е. те страны, которые либо являются признанными лидерами в области инноваций, либо активно претендуют на эту роль.
В международной практике выработан широкий спектр механизмов государственной поддержки инноваций, ориентированных на различные категории субъектов инновационной деятельности, включая образовательные учреждения, исследовательские институты и лаборатории, крупные национальные корпорации, малый и средний бизнес.
К ним относятся:
– прямое и опосредованное бюджетное финансирование исследовательских организаций и университетов в форме сметного финансирования операционных расходов, а также выделения целевых грантов и размещения государственных заказов на выполнение исследований и разработок;
– предоставление предприятиям, осуществляющим исследования и разработки, различных налоговых льгот;
– инвестирование бюджетных средств в капитал венчурных фондов и других специализированных финансовых институтов;
– выделение субъектам инновационной деятельности льготных государственных займов и кредитных гарантий;
– осуществление целевых государственных закупок;
– финансирование бизнес-инкубаторов, технопарков и других объектов инфраструктуры инновационной деятельности.
Следует, отметить, что полностью либо частично данные механизмы реализуются и в российской действительности, но разница в постановке целей реализации конкретного механизма на практике и получаемых результатах, по факту, между опытом России и ведущих зарубежных стран огромна.
Что касается России, то в настоящее время выделяется несколько приоритетных направлений развития инновационной экономики, которые получили особую поддержку государства в результате чего они были объявлены стратегически важными: нанотехнологии, атомная энергетика, космос, информационные технологии. Следующим уровнем по степени вклада в рост инновационного сектора предполагаются технологии все более глубокой переработки сырья – нефти, газа, леса, металлов и прочих полезных ископаемых. Кроме того, следует обратить внимание также на военно-промышленный комплекс, медленно, но стабильно повышающий спрос на новые технологии, что будет стимулировать инновации в машиностроении, а также поддерживаемый государством строительный «бум», который привлекает новые технологии на российский рынок.
Перспективными направлениями инноваций являются биотехнологии и нанотехнологии в той части, в которой они связаны со здоровьем человека, так как именно обеспечение здоровья человека и продление его жизни являются одним из основных стимулов мирового инновационного процесса. Особенностью российского пути инновационного развития может стать появление прорывных технологий в консервативных отраслях: нанобетоне, биотехнологии в добыче нефти, сжигании угольной пыли. При определении перспективных направлений развития инноваций необходимо формировать сеть связанных проектов и рассчитывать синергетический эффект. Именно исходя из данных соображений целесообразно развивать инновации во всех секторах экономики [7, с. 44]. В тоже время данные проекты носят разрозненный характер и не обладают системностью.
В этой связи, следует отметить, что в нашей стране необходимо формирование национальной инновационной системы, в рамках которой происходило бы создание инновационных продуктов от стадии идей до стадии реального воплощения, чему будет способствовать развитие связей предприятий инновационного технологического сектора, участие инвесторов, в том числе зарубежных, создание государственных центров по консолидации и оформлению инновационных проектов и доведению их до производства.
В целом, анализируя российский опыт, следует отметить, что государственное регулирование инновационной сферы, нацеленное в основном на формирование и развитие ряда недостающих элементов инфраструктуры национальной инновационной системы, например венчурных компаний, центров коммерциализации и др., не решает главных проблем. Соответствующие мировому опыту элементы передовой инновационной инфраструктуры не используются, поскольку зачастую не соответствуют реальным задачам технологической модернизации хозяйства.
Однако при учете того что инновационная политика не является простым продолжением научно-технической политики, а представляет собой интеграцию государственных мероприятий в экономической, промышленной, образовательной сферах, разработка эффективной инновационной политики требует координации и компромиссов между различными субъектами экономики и общества.
Литература
- Андреев В.В. Инновационное развитие экономики России в условиях глобальной конкуренции. Социально-экономическое развитие России: новые рубежи. М.: Академия народного хозяйства при Правительстве РФ. 2008.
- Ерошкин А.М. Механизмы государственной финансовой поддержки инноваций за рубежом. // Финансы и кредит. – 2011. – № 24(456). – С.62-69.
- Славянов А.С., Хрусталев Е.Ю. Проблемы формирования инвестиционной стратегии инновационно-ориентированного экономического роста. // Проблемы прогнозирования. – 2010. – №3. – С.56-58.
- Славянов А.С. Инвестиционные методы структурной перестройки российской экономики. // Вестник университета. – 2010. – №2. – С.207-212.
- Славянов А.С. Инвестиционный потенциал инновационного развития российской экономики. // Финансы и кредит. – 2011. – №17(449). – С.49-54.
- Сутягин В.Ю. Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности. // Материалы международной научно-практической конференции «Экономические интересы финансовых институтов и перспективы инвестиций в реальный сектор экономики региона». – Тамбов, 2012. – С.187-205.
- Чубайс А. Инновационная экономика в России: что делать? // Вопросы экономики. – 2011. – №1. – С.43-57.