Кочеткова Е.Ф.1, Опарина О.Н.2
1Доцент, кандидат биологических наук, 2доцент, доктор биологических наук; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Пензенский государственный университет»
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ БЛИЗОРУКОСТИ
Аннотация
В статье показаны физиологические и психолого-педагогические особенности развития школьников с легкой степенью близорукости. Отмечено, что коррекция отношений педагогов и родителей к успеваемости и поведению детей с прогрессирующей близорукостью является обязательной и первоочередной профилактической задачей.
Ключевые слова: близорукость, психолого-педагогические особенности.
Kochetkova E.F.1, Oparina O.N.2
1Associate Professor, Cand. Sc. (Biol.); 2 Associate Professor, Dr. Sc. (Biol.), Federal State Government-financed Establishment “Penza State University”
SPESIAL PHYSIOLOGICAL, PSYCHOLOGICAL AND EDUCATIONAL ASPECTS IN THE DEVELOPMENT OF MILDLY MYOPIC SCHOOL CHILDREN
Abstract
The particular physiological, psychological and educational issued are described that are associated with the development of schoolchildren suffering low-degree myopia. It is noted by the authors that an essential top-priority preventive task for both educators and parents is to correct their attitude to the academic performance and conduct of the children with progressive myopia.
Keywords: myopia, psychological and educational aspects.
В последние годы научные исследования по проблеме близорукости значительно расширились [1, 2, 3]. Получены новые данные о закономерностях рефрактогенеза, механизме развития близорукости, ее патофизиологических и клинических особенностях [4, 5]. На этой основе разработаны эффективные методы профилактики развития миопии и ее прогрессирования, профилактики и лечения ее осложнений [6, 7, 8].
Более 95% информации об окружающем мире человек получает при помощи зрительного анализатора. Близорукость (миопия) занимает особое место в структуре школьной патологии не только из-за широкой распространенности, но и в связи с тем, что является одной из главных причин инвалидности, в том числе и у лиц молодого возраста. Кроме того, она является одной из ведущих причин профограничений при выборе профессии.
По мнению ряда авторов, близорукость и ее развитие является прямым следствием поступления ребенка в школу. Доказано, что чаще она возникает у детей с отклонениями в общем состоянии здоровья. Исследования показали, что изменения в состоянии здоровья детей и подростков тесно взаимосвязаны с функциями органа зрения, а именно, заболевания внутренних органов, нервной системы и позвоночника часто сочетались с близорукостью, нарушениями аккомодации глаза [9, 10].
Существенной особенностью зрительного восприятия является то, что оно всегда осуществляется во взаимодействии с другими видами чувствительности. В отличие от других сенсорных систем зрительный анализатор генетически развивается в тесной связи с мозгом. Во внутриутробном периоде глаз формируется из тех же клеток, из которых развивается мозг человека. При нарушении или недоразвитии зрения значительно обедняется информация, поступающая в кору больших полушарий мозга. Снижение потока зрительных импульсов, поступающих в мозг с сетчатки глаза, ведет к изменению функциональной деятельности коры: отмечается снижение или полное исчезновение в затылочной области альфа-ритма, перестраивается вся корковая нейродинамика. У некоторых школьников с нарушением зрения отмечается изменение корковой ритмики в затылочной области коры, что может свидетельствовать о чрезвычайном перенапряжении центральной нервной системы.
Педагогические факторы оценивают состояние ребенка, страдающего близорукостью, по двум характеристикам: успеваемости учащихся и степени трудозатрат [9, 10, 11].
Одним из первых этапов в устранении негативных изменений в органах зрения является улучшение образа жизни и режима. Чаще всего близорукость появляется и прогрессирует в тех случаях, когда дети нарушают гигиенический режим зрительной работы: долгое время (без перерыва) читают; читают при плохом освещении или в транспорте; долго работают за компьютером или смотрят телевизионные программы. Недостаточный объем двигательной активности, также приводит к снижению остроты зрения.
Ослаблению аккомодации глаз способствует острые респираторные, хронические инфекционные заболевания, поэтому вопрос профилактики этих заболеваний должен стать заботой не только медиков, но и каждого человека. В развитии близорукости у детей большое значение имеет генетическая предрасположенность к этому заболеванию.
В связи с тем, что зрение имеет сложные и многообразные связи с другими функциями и играет важную роль в развитии и жизнедеятельности ребенка, его нарушение ведет к появлению отклонений в психическом и физическом развитии. Прежде всего, страдают функции тесно связанные со зрением – восприятие предметов и явлений действительности, ориентация в пространстве, формирование представлений и измерительных действий. При нарушении зрения отмечаются недостатки в формировании двигательных функций: скорости, точности, координации движений.
В психологическом плане нарушения зрения формируют у ребенка чувство ущербности, одиночества. Такие дети, как правило, служат объектами насмешек со стороны других детей. Выделяют следующие психологические особенности детей с близорукостью: концентрация личностных проблем в области зрения; высокий уровень тревожности; неадекватная самооценка с тенденцией к занижению; поведенческие реакции самообвинения; ограничение социальных контактов; избегание реакции осуждения; конфликты в семейной и школьной сферах.
Наибольшего внимания заслуживают дети с высокими показателями прогрессирования близорукости, имеющие крайне высокие и крайне низкие значения годового увеличения длины тела. Ускоренный рост детей может вызывать функциональный белковый, витаминный дефицит, способствуя прогрессированию близорукости. В группе детей с низким ростом какие-либо общие причины могут способствовать и задержке роста, и прогрессированию близорукости. Этим детям в качестве первоочередного профилактического мероприятия показана консультация офтальмолога, педиатра, диагностика и коррекция возможных функциональных обменных нарушений.
Дети с близорукостью нередко пересиливают себя, ориентируясь больше не на степень сложности поставленных задач, а на конечный результат, который должен быть достигнут любой ценой. Особенности детей, страдающих близорукостью, являются не только педагогическими, но и психологическими. Коррекция отношений педагогов и родителей к успеваемости и поведению детей с прогрессирующей близорукостью является обязательной и первоочередной профилактической задачей.
Выявление близорукости на ранних этапах позволит остановить или скорректировать ее развитие доступными средствами, в том числе физическими упражнениями.
Литература
- Аветисов Э. С. К теории происхождения миопии. – М.: Медицина. – 1974. – 134 с.
- Вельтишев Ю. Е. Проблемы охраны здоровья детей в России. // Российский Вестник перинатологии и педиатрии. – 2000. – № 1. –С. 5 – 10.
- Сердюковская Г. Н. Гигиена детей и подростков. – М.: Медицина. – – 319 с.
- Аветисов Э. С. Пути профилактики развития близорукости у детей и подростков на основе изучения её патогенеза. – Горький. – 1975. – 78 с.
- Ерошевский Т. И., Бочкарева А. А. Глазные болезни. – М.: Медицина. –
- Куделина Н. Ю. Разработка методов оценки и рационального управления комбинированной терапией с учетом риска возникновения прогрессирующей миопии // Автореф. дисс. канд. мед. наук. – Воронеж. – – 24 с.
- Тартаковская А. И. Рекомендации офтальмолога. – М.: Знание. – 1986. – 48 с.
- Аксенова О. Э., Евсеев С. П. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре. – М.: Советский спорт. – 2005. – 296 с.
- Попов С. Н. Лечебная физическая культура. – М.: ФКиС. – – 271 с.
- Кофман Л. Б. Настольная книга учителя физической культуры. – М.: ФКиС. – 1998. – 496 с.
- Демирчоглян Г. Г. Тренируйте зрение. – М.: Советский спорт. – – 48 с.