RNC Pharma: взрывной рост ассоциативных форматов стал основной тенденцией развития российского фармритейла в 1-2 кв. 2021 г.
Центральным событием 2021 г. в российском фармацевтическом ритейле, наверное, станет приобретение компанией «Катрен» контроля в сети «Эркафарм». Сделка интересна не столько прецедентом и размерами, сколько фактическим стартом активных консолидационных процессов в отрасли, и едва ли другие оптовые компании могут остаться в стороне от этих тенденций.
Причём если до этого момента флагманы рынка предпочитали развивать розничные подразделения органическим путём, сейчас ситуация может измениться, и, вероятно, мы увидим другие крупные сделки. Тем более, что интересы «Катрен» в фармритейле выходят далеко за пределы «Эркафарм» и «Мелодии здоровья», основной актив здесь, безусловно, «Аптека.ру», которая за первую половину текущего года приросла почти 3 тыс. новых участников и сейчас объединяет без малого 30% российских аптек. Наверное, сейчас многих волнует, как именно будет реализован этот потенциал.
Взрывной рост разных ассоциативных форматов ещё одна основополагающая тенденция, помимо «Аптеки.ру» колоссальный приток партнёров демонстрирует «АСНА», «ПроАптека» и другие структуры. Конечно, происходит это не от хорошей жизни, независимый ритейл и относительно небольшие региональные сети сейчас находятся в сложных условиях, отмена налоговых льгот только подстегнула этот процесс, но проблемы в ритейле только ими не исчерпываются, спрос демонстрирует весьма скромную динамику, а ковидная тематика касается относительно небольшого перечня препаратов, кроме того, растёт давление со стороны дистрибьюторов, стремительно развивающихся он-лайн игроков и т.д. В таких обстоятельствах попытка примкнуть к тому или иному глобальному проекту или проектам для многих видится как выход, хотя бы и ценой потери некоторой самостоятельности.
Классический ритейл рангом повыше к этому, конечно, не готов, тем более что за счёт схода с дистанции отдельных участников розничного рынка здесь появляется уникальный исторический шанс кардинально расширить собственную сеть. Отдельные игроки пытаются решать эту задачу в рамках партнёрства с представителями «большого ритейла», так, например, сеть «Алоэ» договорилась о сотрудничестве с супермаркетами «Лента». Подход сложно назвать новым, более того пробовали работать в этом направлении многие, а вот «истории успеха» пока так и не случилось, партнёрство «МегаФарм» с X5 закончилось как известно ничем, а собственная аптечная сеть «Магнита» вот уже третий квартал подряд сокращается, по сравнению с пиковыми значениями сеть уже «похудела» на 438 точек.
материал MedLinks.ru