RNC Pharma: по итогам 1 полугодия 2020 г. крупные фармдистрибьюторы заметно сократили количество точек доставки
Центральной темой первого полугодия, конечно, стала эпидемия COVID-19, для дистрибьюторов это было время авральной работы, серьёзного изменения бизнес процессов и формата работы с розницей.
Крупные компании давно начали процесс ужесточения взаимоотношений с ритейлом, но эпидемия эту тенденцию реанимировала, и сделала едва ли не ключевым вопросом отношений с партнёрами. Результатом стало заметное сокращение количества точек доставки у большинства топовых дистрибьюторов. Доля лидеров рейтинга тоже сокращалась, но здесь первоочередное значение играл фактор неравномерного развития рынка, госсегмент рос в несколько раз быстрее розницы.
Второе безусловное достижение первой половины 2020 г. – формальное разрешение он-лайн продажи безрецептурных ЛП. Дистрибьюторских компаний эта тема касается самым непосредственным образом. Развитие он-лайна технологически неотрывно связано с оптовыми компетенциями, да и исторически большинство представителей других отраслей, скажем в сфере FMCG-ритейла, развивали он-лайн не столько в качестве дополнения основного сервиса для потребителя, сколько как способ дополнительной загрузки своих логистических возможностей. Это уже по итогу эпидемии он-лайн канал совершил скачок в развитии и стал едва ли не обязательным розничным сервисом. На фармрынке наиболее крупные он-лайн проекты развивались примерно по тем же принципам, с небольшими отраслевыми поправками, которые были продиктованы регуляторными особенностями. Разрешение он-лайн продаж в этом отношении добавило возможностей для развития, на базе дистрибьюторских сервисов по бронированию началось формирование компетенций маркетплейсов, что для исторически консервативной отрасли явление, в общем-то, знаковое.
Наконец стартовала маркировка ЛП, пусть с некоторыми условностями и допущениями, но всё-таки стартовала. Да, для розницы это большая головная боль и в ряде случаев необходимость серьёзно пересматривать эффективность внутренних бизнес процессов, но, наверное, не будет преувеличением сказать, что дистрибьюторы формальный старт системы маркировки восприняли ещё и в качестве инструмента конкурентной борьбы. Возможность поставить немаркированный товар стала для некоторых представителей фармритейла весьма важным фактором выбора поставщика, едва ли не сопоставимым с условиями по отсрочкам платежей.
материал MedLinks.ru