«Посмотрите, это Соня. Сейчас она сама бегает, нам приходится ее ловить. А когда девочку привели в центр в первый раз, она не могла даже ходить», — рассказывает заместитель директора по социально-реабилитационной работе центра Екатерина Франтасова.
Соне два с половиной года, из-за задержки моторного и психоречевого развития она пока не говорит и произносит только отдельные звуки. Сейчас у нее индивидуальное занятие: специалист по реабилитации инвалидов Светлана Покусаева растирает ей массажными мячиками ладошки и стопы, играя, приподнимает и опускает ребенка, предлагает пройтись по дорожке с разными тактильными поверхностями — жесткой, мягкой, колючей и выпуклой. Соня с улыбкой выполняет задания, но вскоре устает и ложится на большую сенсорную подушку.
«У Сони тонус мышц, поэтому не все движения ей даются легко. Например, раньше она не ложилась на фитбол, ей было неприятно. Постепенно мы преодолеваем эти неприятные ощущения, развиваем крупную и мелкую моторику и тем самым закладываем начало формирования речи. Ведь если у ребенка не сформированы базовые двигательные навыки, он не сможет развиваться дальше», — поясняет Покусаева.
На часах всего 10 утра, но в центре уже много детей и родителей. В день здесь принимают 150−170 человек: кто-то ходит на индивидуальные занятия, кто-то на групповые. При этом у каждого ребенка свой индивидуальный реабилитационный маршрут.
«Срок реабилитации в нашем центре — три месяца, но есть интенсивные курсы — для тех детей, которые приезжают издалека. Для них составляем программу, в среднем рассчитанную на 21 день. За эти три недели проводим диагностику ребенка, далее с ним в комплексе работают психологи, логопеды, дефектологи, если нужно, врачи. При необходимости курсы повторяют», — отметила Франтасова.
Содержание статьи
Доктор добрый, пушистый и четвероногий
Есть в центре необычный врач — золотистый ретривер по кличке Поэма. Уже пять лет она помогает особенным детям адаптироваться в чужом, не понятном им мире. И если на первые занятия некоторые идут с опаской, то к концу курса, рассчитанного на десять уроков, от страхов не остается и следа. Дети даже кормят четвероногого специалиста с рук зелеными яблоками — это любимое лакомство Поэмы.
«Не все щенки подходят для этой работы, но Поэму отобрали. Сейчас ей семь лет, а когда-то вместе со мной она прошла специальное обучение в кинологическом центре «Собаки — помощники инвалидов» в Москве. Поэма очень любит детей», — говорит учитель-дефектолог и специалист по реабилитации инвалидов Юлия Смагина.
Канистерапия (метод реабилитации с использованием специально обученных собак — прим. ТАСС) включает несколько упражнений: дети гладят собаку, водят ее на поводке, играют с ней и разучивают разные команды. Поэма не боится детского крика и позволяет себя обнимать, трогать свою лохматую голову, тянуть за шерсть и усы. Все это вызывает восторг у детей: у них появляются улыбки, проходят страхи, а некоторые начинают делать шаги и произносят свои первые слова.
«У нас была девочка Полина, она заходила в кабинет и просто ходила, никого и ничего не замечала. Много занятий так прошло, но потом Поэма взяла в пасть игрушку и принесла ее Полине. Девочка отреагировала, потрогала собаку за шерсть, а вскоре сама начала водить Поэму на поводке и кормить яблоками. Для обычных детей вроде бы ничего особенного, для наших пациентов это маленькие победы», — заметила Смагина.
«Живая» песочница и музыка мозга
Центр состоит из двух больших зданий и имеет два филиала. Здесь предлагают различные способы диагностики и коррекции, работают восемь отделений, прием ведут более ста специалистов, которые прошли обучение в лучших российских центрах для инвалидов. Кроме того, на средства выигранных грантов от Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, центр закупил самое современное оборудование.
Например, в кабинете антистресс-терапии для развития мелкой моторики, воображения и борьбы со страхами используют интерактивную песочницу с «живой» проекцией на речной песок. Управлять своим телом детям помогает интерактивный пол, на который проецируются подвижные игры. Аппараты «Ауторелакс» и «Стабелоплатформа» с помощью мультиков, которые при возбуждении мозга отключаются, тренируют организм на физиологическом уровне вырабатывать антистрессовую реакцию.
Еще один инновационный аппарат — «Синхро-С», он снимает электроэнцефалограмму головного мозга и преобразует ее с помощью специальной программы в музыкальный диапазон. Ребенок в наушниках слышит музыку своего мозга, она ему не нравится, и он начинает ее исправлять, сам корректируя свою работу.
«У каждого свой музыкальный диапазон: у некоторых сначала звучит что-то похожее на гул приближающегося поезда, у других — разбросанные ритмы, не похожие ни на что. А потом это исправляется и получается довольно приятное гармоничное звучание, похожее на классическую или церковную музыку», — заметила заведующая службой психолого-педагогической помощи учреждения, кандидат психологических наук Татьяна Овсянникова.
Помощь без границ
Все оборудование в центре — российского производства, кроме системы Stressless — специального многофункционального кресла, изготовленного в Италии и не имеющего аналогов в России. С помощью глубокого массажа, ультразвука, музыкальной вибрации и светотерапии удается расслабить организм и снять напряжение даже на уровне сосудов. А эффект пара с гималайской солью укрепляет иммунную и нервную системы.
«Ребенок на этой процедуре испытает полное расслабление и получает положительные эмоции. Возникает активация левого полушария, появляется речевая активность и стабилизируется психоэмоциональное состояние. Такая процедура очень важна для детей с расстройством аутистического спектра и с задержкой развития», — пояснила Овсянникова.
В том, что аппарат успокаивает детей, нам удается убедиться лично. Маленькая пациентка из Казахстана впервые приехала в Астрахань на реабилитацию и, несмотря на то, что мама рядом, похоже, боится и плачет. После того как девочку усадили в модуль, слезы прекратились и ребенок даже отпустил от себя маму.
«Мы заметили некоторые особенности в развитии нашей дочери, решили пройти диагностику. Нам посоветовали астраханский центр, мы собрали документы. Приняли нас довольно быстро», — говорит Динара, мама девочки.
Хорошая иллюстрация к широкой географии проживания пациентов — карта мира в одном из кабинетов. Красными флажками на ней отмечены города и страны, откуда уже приезжали в Астрахань дети: Узбекистан, Азербайджан, Армения, Германия и Кипр.
«Попасть к нам очень просто. Нужно позвонить и записаться на консилиум, специалисты посмотрят на ребенка и определят вид необходимой помощи. Дети из Астраханской области обслуживаются бесплатно, маленькие пациенты из других регионов получают у нас лечение на платной основе. Но даже на такие услуги есть очередь», — добавила Франтасова.
Она заметила, что чем раньше родители заметят проблему у ребенка и обратятся за помощью, тем она будет эффективнее. В центре организовали даже службу ранней помощи — для детей с первых дней жизни. В полную силу она заработает в 2019 году. После курса реабилитации специалисты не оставляют маленьких пациентов и их родителей без внимания, благо технологии сейчас позволяют консультировать на любом расстоянии.
Услышать долгожданное «мама»
Уже напоследок нам предлагают посмотреть, как меняются дети, проходящие лечение в центре, с возрастом, и приглашают на занятия по подготовке к школе. Дети — их четверо — сидят за партами и внимательно слушают преподавателя.
Семилетний Никита Сафонов перебирает геометрические фигуры и пытается разложить их в нужной последовательности. Активно тянет руку и довольно четко отвечает на вопросы учителя. Но так было не всегда: в раннем детстве мальчику был поставлен диагноз «задержка психоречевого развития» и присвоена инвалидность.
«Когда мы обратились в центр, Никита говорил только «папа». Он не шел на контакт, мог начать кричать в незнакомом месте и боялся всего неизвестного. Я думала, что уже никогда не услышу слово «мама», — не скрывая слез, рассказывает Наталья Сафонова.
Слово, которое Наталья так ждала, Никита произнес спустя полгода занятий в центре. Спустя еще время начал произносить другие слова, а сейчас ребенка не остановить: он с удовольствием рассказывает обо всем, что с ним происходит.
«Мы ходим в центр три года, упорно занимаемся, это тяжелый труд. Но я благодарна всем специалистам центра. У нас изменилась жизнь, слезы в ней теперь от счастья, от наших маленьких побед. Сейчас мы готовимся к школе и, возможно, пойдем в обычную,» — не скрывает радости Наталья.
Помочь своим детям социализироваться и не жить только в своем внутреннем мире — мечта практически каждого родителя, обратившегося в астраханский центр «Коррекция и развитие». Исполнить чудо здесь часто удается. Некоторые из детей сейчас действительно учатся в обычных школах. И пусть сложные диагнозы не снимаются, в центре дают главное — надежду на новую жизнь.
«Мы не волшебники, и у нас нет волшебной палочки, по взмаху которой снимаются диагнозы, а дети начинают говорить и ходить. К нам иногда приводят детей, которые даже стоять не могут. А потом мы их провожаем в школу, видим, как они несут портфели, а рядом — счастливые родители, которые научились принимать своих детей такими, какие они есть. В семьи возвращается смысл жизни. Вот это для нас самое главное. Это тот результат, к которому мы стремимся», — подытожила Франтасова.
Елена Поротикова