«Посмотрите, это Соня. Сейчас она сама бегает, нам приходится ее ловить. А когда девочку привели в центр в первый раз, она не могла даже ходить», — рассказывает заместитель директора по социально-реабилитационной работе центра Екатерина Франтасова.
Соне два с половиной года, из-за задержки моторного и психоречевого развития она пока не говорит и произносит только отдельные звуки. Сейчас у нее индивидуальное занятие: специалист по реабилитации инвалидов Светлана Покусаева растирает ей массажными мячиками ладошки и стопы, играя, приподнимает и опускает ребенка, предлагает пройтись по дорожке с разными тактильными поверхностями — жесткой, мягкой, колючей и выпуклой. Соня с улыбкой выполняет задания, но вскоре устает и ложится на большую сенсорную подушку.
© Елена Поротикова/ТАСС«У Сони тонус мышц, поэтому не все движения ей даются легко. Например, раньше она не ложилась на фитбол, ей было неприятно. Постепенно мы преодолеваем эти неприятные ощущения, развиваем крупную и мелкую моторику и тем самым закладываем начало формирования речи. Ведь если у ребенка не сформированы базовые двигательные навыки, он не сможет развиваться дальше», — поясняет Покусаева.
На часах всего 10 утра, но в центре уже много детей и родителей. В день здесь принимают 150−170 человек: кто-то ходит на индивидуальные занятия, кто-то на групповые. При этом у каждого ребенка свой индивидуальный реабилитационный маршрут.
«Срок реабилитации в нашем центре — три месяца, но есть интенсивные курсы — для тех детей, которые приезжают издалека. Для них составляем программу, в среднем рассчитанную на 21 день. За эти три недели проводим диагностику ребенка, далее с ним в комплексе работают психологи, логопеды, дефектологи, если нужно, врачи. При необходимости курсы повторяют», — отметила Франтасова.
Содержание статьи
Доктор добрый, пушистый и четвероногий
Есть в центре необычный врач — золотистый ретривер по кличке Поэма. Уже пять лет она помогает особенным детям адаптироваться в чужом, не понятном им мире. И если на первые занятия некоторые идут с опаской, то к концу курса, рассчитанного на десять уроков, от страхов не остается и следа. Дети даже кормят четвероногого специалиста с рук зелеными яблоками — это любимое лакомство Поэмы.
«Не все щенки подходят для этой работы, но Поэму отобрали. Сейчас ей семь лет, а когда-то вместе со мной она прошла специальное обучение в кинологическом центре «Собаки — помощники инвалидов» в Москве. Поэма очень любит детей», — говорит учитель-дефектолог и специалист по реабилитации инвалидов Юлия Смагина.
© Научно-практический центр реабилитации детей «Коррекция и развитие», АстраханьКанистерапия (метод реабилитации с использованием специально обученных собак — прим. ТАСС) включает несколько упражнений: дети гладят собаку, водят ее на поводке, играют с ней и разучивают разные команды. Поэма не боится детского крика и позволяет себя обнимать, трогать свою лохматую голову, тянуть за шерсть и усы. Все это вызывает восторг у детей: у них появляются улыбки, проходят страхи, а некоторые начинают делать шаги и произносят свои первые слова.
«У нас была девочка Полина, она заходила в кабинет и просто ходила, никого и ничего не замечала. Много занятий так прошло, но потом Поэма взяла в пасть игрушку и принесла ее Полине. Девочка отреагировала, потрогала собаку за шерсть, а вскоре сама начала водить Поэму на поводке и кормить яблоками. Для обычных детей вроде бы ничего особенного, для наших пациентов это маленькие победы», — заметила Смагина.
«Живая» песочница и музыка мозга
Центр состоит из двух больших зданий и имеет два филиала. Здесь предлагают различные способы диагностики и коррекции, работают восемь отделений, прием ведут более ста специалистов, которые прошли обучение в лучших российских центрах для инвалидов. Кроме того, на средства выигранных грантов от Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, центр закупил самое современное оборудование.
© Научно-практический центр реабилитации детей «Коррекция и развитие», АстраханьНапример, в кабинете антистресс-терапии для развития мелкой моторики, воображения и борьбы со страхами используют интерактивную песочницу с «живой» проекцией на речной песок. Управлять своим телом детям помогает интерактивный пол, на который проецируются подвижные игры. Аппараты «Ауторелакс» и «Стабелоплатформа» с помощью мультиков, которые при возбуждении мозга отключаются, тренируют организм на физиологическом уровне вырабатывать антистрессовую реакцию.
Еще один инновационный аппарат — «Синхро-С», он снимает электроэнцефалограмму головного мозга и преобразует ее с помощью специальной программы в музыкальный диапазон. Ребенок в наушниках слышит музыку своего мозга, она ему не нравится, и он начинает ее исправлять, сам корректируя свою работу.
© Елена Поротикова/ТАСС«У каждого свой музыкальный диапазон: у некоторых сначала звучит что-то похожее на гул приближающегося поезда, у других — разбросанные ритмы, не похожие ни на что. А потом это исправляется и получается довольно приятное гармоничное звучание, похожее на классическую или церковную музыку», — заметила заведующая службой психолого-педагогической помощи учреждения, кандидат психологических наук Татьяна Овсянникова.
Помощь без границ
Все оборудование в центре — российского производства, кроме системы Stressless — специального многофункционального кресла, изготовленного в Италии и не имеющего аналогов в России. С помощью глубокого массажа, ультразвука, музыкальной вибрации и светотерапии удается расслабить организм и снять напряжение даже на уровне сосудов. А эффект пара с гималайской солью укрепляет иммунную и нервную системы.
© Научно-практический центр реабилитации детей «Коррекция и развитие», Астрахань«Ребенок на этой процедуре испытает полное расслабление и получает положительные эмоции. Возникает активация левого полушария, появляется речевая активность и стабилизируется психоэмоциональное состояние. Такая процедура очень важна для детей с расстройством аутистического спектра и с задержкой развития», — пояснила Овсянникова.
В том, что аппарат успокаивает детей, нам удается убедиться лично. Маленькая пациентка из Казахстана впервые приехала в Астрахань на реабилитацию и, несмотря на то, что мама рядом, похоже, боится и плачет. После того как девочку усадили в модуль, слезы прекратились и ребенок даже отпустил от себя маму.
«Мы заметили некоторые особенности в развитии нашей дочери, решили пройти диагностику. Нам посоветовали астраханский центр, мы собрали документы. Приняли нас довольно быстро», — говорит Динара, мама девочки.
Хорошая иллюстрация к широкой географии проживания пациентов — карта мира в одном из кабинетов. Красными флажками на ней отмечены города и страны, откуда уже приезжали в Астрахань дети: Узбекистан, Азербайджан, Армения, Германия и Кипр.
© Научно-практический центр реабилитации детей «Коррекция и развитие», Астрахань«Попасть к нам очень просто. Нужно позвонить и записаться на консилиум, специалисты посмотрят на ребенка и определят вид необходимой помощи. Дети из Астраханской области обслуживаются бесплатно, маленькие пациенты из других регионов получают у нас лечение на платной основе. Но даже на такие услуги есть очередь», — добавила Франтасова.
Она заметила, что чем раньше родители заметят проблему у ребенка и обратятся за помощью, тем она будет эффективнее. В центре организовали даже службу ранней помощи — для детей с первых дней жизни. В полную силу она заработает в 2019 году. После курса реабилитации специалисты не оставляют маленьких пациентов и их родителей без внимания, благо технологии сейчас позволяют консультировать на любом расстоянии.
Услышать долгожданное «мама»
Уже напоследок нам предлагают посмотреть, как меняются дети, проходящие лечение в центре, с возрастом, и приглашают на занятия по подготовке к школе. Дети — их четверо — сидят за партами и внимательно слушают преподавателя.
Семилетний Никита Сафонов перебирает геометрические фигуры и пытается разложить их в нужной последовательности. Активно тянет руку и довольно четко отвечает на вопросы учителя. Но так было не всегда: в раннем детстве мальчику был поставлен диагноз «задержка психоречевого развития» и присвоена инвалидность.
«Когда мы обратились в центр, Никита говорил только «папа». Он не шел на контакт, мог начать кричать в незнакомом месте и боялся всего неизвестного. Я думала, что уже никогда не услышу слово «мама», — не скрывая слез, рассказывает Наталья Сафонова.
Слово, которое Наталья так ждала, Никита произнес спустя полгода занятий в центре. Спустя еще время начал произносить другие слова, а сейчас ребенка не остановить: он с удовольствием рассказывает обо всем, что с ним происходит.
«Мы ходим в центр три года, упорно занимаемся, это тяжелый труд. Но я благодарна всем специалистам центра. У нас изменилась жизнь, слезы в ней теперь от счастья, от наших маленьких побед. Сейчас мы готовимся к школе и, возможно, пойдем в обычную,» — не скрывает радости Наталья.
© Елена Поротикова/ТАССПомочь своим детям социализироваться и не жить только в своем внутреннем мире — мечта практически каждого родителя, обратившегося в астраханский центр «Коррекция и развитие». Исполнить чудо здесь часто удается. Некоторые из детей сейчас действительно учатся в обычных школах. И пусть сложные диагнозы не снимаются, в центре дают главное — надежду на новую жизнь.
«Мы не волшебники, и у нас нет волшебной палочки, по взмаху которой снимаются диагнозы, а дети начинают говорить и ходить. К нам иногда приводят детей, которые даже стоять не могут. А потом мы их провожаем в школу, видим, как они несут портфели, а рядом — счастливые родители, которые научились принимать своих детей такими, какие они есть. В семьи возвращается смысл жизни. Вот это для нас самое главное. Это тот результат, к которому мы стремимся», — подытожила Франтасова.
Елена Поротикова







