Пермские ученые представили промышленный образец антропоморфного робота для обучения студентов, ординаторов и врачей стоматологов
Международный день стоматолога отмечается 9 февраля. Профессионализм врачей во многом зависит от полученных во время учебы не только теоретических, но и практических навыков. Ученые Пермского Политеха, Пермского государственного медицинского университета им. академика Е. А. Вагнера (ПГМУ) и Российского университета медицины завершили разработку антропоморфного робота-симулятора, имитирующего пациента в стоматологическом кабинете. Робот должен усовершенствовать обучение студентов-стоматологов и подготовить их к работе в реальных условиях клиники.
Робот создан при финансовой поддержке Пермского научно-образовательного
центра мирового уровня «Рациональное недропользование» (Пермский НОЦ) в рамках
технологического проекта «Инновационные химические, медицинские и
фармацевтические технологии».
Симулятор оснащен сменными smart-челюстями, которые изготовлены из резиновых
и пластмассовых материалов, с несколькими видами сменных зубов. Робот
подготовлен к четырем видам стоматологических процедур: лечение кариеса, каналов
и корня зуба, фрезерование под коронку и удаление. Специально обученная
нейросеть определяет глубину, ширину, ровность, однородность снятого материала и
прочие признаки при сверлении — так робот будет оценивать проводимые манипуляции
и давать обратную связь.
Александр Южаков, доктор технических наук, заведующий кафедрой автоматики и
телемеханики ПНИПУ:
«В 2023 году мы создали стоматологический симулятор промышленного образца с
полным комплектом документации. В базовый комплект робота входят четыре кейса, 2
съемные smart-челюсти и три вида зубов. В зависимости от программы обучения
студенты и ординаторы могут выполнять следующие процедуры – лечение кариеса,
лечение корня зуба, фрезерование зуба для установки коронки и процедуру по
удаление зуба. Это базовые кейсы. Сейчас мы ведем работу по их дополнению,
добавляя различные условия, например, пациент испытывает страх от приема
стоматолога, нервничает или проявляет агрессию. Сегодня у нас определен заказ на
2024 год в количестве 5 штук. Ориентировочная стоимость промышленного образца со
всем необходимым ПО составляет около 6 миллионов рублей. Заказ на робота
поступил от нескольких московских стоматологических клиник, Пермского
медицинского университета и частной стоматологической компании. Благодаря
поддержке Пермского НОЦ реализованы все наработки и методологические подходы,
которые ученые смогли воплотить в жизнь и получить законченный продукт».
Андрей Байдаров, проректор по информационным технологиям и инновационному
развитию ПГМУ:
«Робот – продукт полностью отечественного производства. В этом симуляторе
получилось соединить функции для обучения врачей-стоматологов по нескольким
специальностям и нескольким дисциплинам, а кроме отработки манипулятивных
навыков, добавить отработку коммуникативного навыка. В роботе заложены самые
современные технологии – система коммуникации построена на базе
Калгари-Кембриджской модели медицинской консультации, благодаря мощностям ПНИПУ
были использованы самые передовые разработки в области электроники для
возможностей движения и обратной связи, а индустриальный партнер Promobot оказал
содействие в работе над интерактивной мимикой робота. Ведь для будущего врача
очень важна адаптация к возможному реальному пациенту, умению и знанию врачебной
ситуации на основе самых актуальных клинических рекомендаций».
По оценке московских социологов после завершения обучения часть выпускников
медицинских вузов не остаются работать по специальности. Причина – страх перед
общением и работой с настоящими пациентами. Робот-симулятор создан для отработки
коммуникативных навыков студентов-ординаторов и получения обратной связи.
Камила Валиахметова, аспирант кафедры ортопедической стоматологии ПГМУ:
«На данный момент у аспирантов и у ординаторов практически нет доступа к
реальным пациентам. Выходя из университета, зачастую мы впервые сталкиваемся с
ними и, конечно, возникают трудности в коммуникации, и в применении знаний на
практике. Антропоморфный робот помогает нам не только отточить навыки и понять
свои ошибки, но и получить обратную связь, чтобы в дальнейшем совершенствоваться
в практической деятельности».
Ученые университетов продолжают работать над созданием отечественной платформы,
задача которой – дистанционное выполнение всех образовательных процедур для
стоматолога. Врач надевает шлем виртуальной реальности, видит стоматологический
кабинет, пациента и может выполнять все те же самые процедуры, находясь в другом
месте. Такая разработка позволит реализовать комплекс, нацеленный на непрерывное
медицинское образование, то есть повышать квалификацию специалистов и
дистанционно проходить стажировки.
материал MedLinks.ru