Ни одна процедура не может дать такого удивительного эффекта, как лечебная верховая езда для детей — иппотерапия.
В одном из казахских преданий говорится: неожиданно заболел могущественный хан, и никто из лекарей не мог вылечить его. Почувствовав приближение смерти, хан велел слугам привести своего любимого скакуна: «Хочу с ним попрощаться». Обессиленного хана слуги с трудом посадили в седло. Конь унёс его в степь и не вернулся. Шесть дней оплакивали хана его подданные, а на седьмой день раздался топот копыт и появился их повелитель, живой и здоровый. Как в прежние годы, он крепко сидел в седле и уверенно держал поводья. Шесть дней носил его конь, и все недуги отступили!
Содержание статьи
Лошадки лечат
…Сказки сказками, но в Республиканской детской клинической больнице уже шестой год лечебную верховую езду назначают маленьким пациентам наравне с лекарствами и процедурами. За это время более 600 детей прошли необыкновенный курс лечения. Никакое лекарство не сравнится с тем удивительным эффектом, который даёт общение детей с прекрасными и умными животными. Как же действует на ребёнка езда на лошади?
Рассказывает врач по лечебной физкультуре: — Иппотерапия для детей, или лечебная верховая езда, — один из методов лечебной физкультуры. Живая лошадь — это самый удивительный тренажёр. При некоторых заболеваниях, особенно неврологических, езда на лошади буквально ставит ребёнка на ноги. Действие иппотерапии комплексное. При ходьбе круп лошади совершает такое движение, которое мягко и постепенно расслабляет мышцы ребёнка, уравновешивает и растягивает их, снимает те блоки, которые мы не можем убрать другими процедурами. При этом исчезают контрактуры, парезы. Получасовое катание на лошади заменяет ребёнку 4—5 сеансов массажа. Умение держать равновесие в седле укрепляет мускулатуру торса, ритмичное движение рук и ног помогает развивать ходьбу. Эмоциональный толчок, который дети получают от верховой езды, заставляет нервные импульсы правильно идти от нервных центров к мышцам. Радостное возбуждение от катания на лошади сменяется после занятия эмоциональным расслаблением, что позволяет гармонизировать работу нервной системы. Создание образов помогает в дальнейшей работе с детьми: например, вместо того чтобы требовать от малыша расслабить кисть руки, мы просто ему скажем: «Представь, что ты отпустил поводья своей лошадки», — и все получится естественно. Кроме того, от такого большого и сильного животного идёт мощная энергетическая подпитка, лошадь выступает как донор для человека. И, сами понимаете, для ребёнка, который болеет, который ограничен в движении или измучен процедурами, покататься на лошади на природе — большое счастье. У него появляется настрой на выздоровление.
Иппотерапия для детей — методика занятий
Наверняка многие мамы и папы, прочитав об этом, немедленно бросятся с детьми на ипподромы. Но лечебная верховая езда отличается от обычного катания на лошади или от занятий конным спортом (хотя и то и другое пойдёт на пользу здоровым детям). На занятиях иппотерапией от ребёнка не требуется скакать во весь опор: здесь другие цели и методы.
Проводить занятия по иппотерапии должны специально обученные инструкторы-коневоды с участием врача по лечебной физкультуре. Инструкторы должны обеспечить высокий уровень безопасности.
Особые требования к подбору лошадей для «лечебных целей». Горячие скакуны тут не годятся. Коневоды говорят: нужно, чтобы лошадка была очень спокойная, без вредных привычек — чтобы не козлила, не свечила, не волнила, не кусалась и не лягалась. В переводе с конноспортивного сленга это означает, что лошадь не должна взбрыкивать ногами в стороны, вставать на задние ноги, задирая передние, резко припадать вперёд-назад.
Страх перед животным и нежелание ребёнка — это практически единственное противопоказание для иппотерапии. Обычно эта проблема возникает лишь на первом-втором занятии. Ни в коем случае не заставляйте ребёнка, не сажайте на лошадь насильно, не укоряйте за трусость. Впрочем, те, кто боится лошадку, с удовольствием садятся на пони или маленького ослика — это запасное средство. «Ишакотерапия» тоже действует отлично!
Занятия лечебной верховой ездой проводятся без седла. С гигиенической целью на круп лошади кладут только пелёнку. Инструктор ведёт лошадь, придерживая ребёнка.
Продолжительность занятия не более 30—40 минут. Врач определяет «дозировку» и может сократить занятия, если ребёнок устал. По европейским стандартам иппотерапия для детей проводится дважды в неделю.
Первые два-три занятия ребёнок только привыкает к лошади. Нужно следить за положением стоп, рук, осанкой, научить малыша самостоятельно спускаться с лошади. Затем переходим к выполнению упражнений: ребёнок ложится на круп лошади, наклоняясь вперёд, наклоняясь назад, делает повороты туловища влево-вправо, ложится поперёк лошади. Все упражнения выполняются во время движения.
Очень важно эмоционально насытить занятия: запомнить кличку лошади, перед началом занятия поздороваться с ней, погладить, угостить, в конце поблагодарить и попрощаться, дома выучить стихи про лошадку, нарисовать её, приготовить ей подарок — кусочек хлеба или сахара.
В заключение
Инструкторов по иппотерапии становится всё больше; такой метод лечебного воздействия на детей набирает популярность.
Специалист по лечебной верховой езде в Германии и считает:
— В Европе иппотерапия — безумно дорогое лечение, используемое только в самых лучших реабилитационных центрах. У нас же занятие на лошади обходится дешевле, чем десятиминутный сеанс аппаратного физиолечения. Разве можно упускать такую возможность?
В гости к лошадкам
…Вместе с юными наездниками мы побывали на занятиях иппотерапией. Прибыв к месту назначения, первым делом все спешат на конюшню поздороваться с лошадками.
— Иго-го! Ого! У-у! — лопочут малыши, которые ещё и говорить-то толком не умеют, знаками показывая, как нравятся им большие лошади.
— Золотой, здравствуй! Покатаешь меня сегодня? — торопится к своему любимцу четырёхлетний мальчик.
Его мама Елена рассказывает:
— Мы уже второй раз проходим курс иппотерапии. Изменения поразительные! Сын стоит на учёте у невропатолога, у него детский церебральный паралич, он колени не разгибал, ходил на полусогнутых ногах, ручки были слабые, а сейчас — смотрите, как крепко он держит поводья! И ходит уже хорошо.
Дома мальчик всем говорит: «У меня есть конь. Он очень большой и сильный. Я на нём скачу, куда захочу». Малыш представляет себя настоящим джигитом, батыром — и если он так захотел, значит, так оно и будет.
— А тебе нравится Золотой? — спрашиваем малыша, прильнувшего к шее коня.
— Нет, не нравится, — тихо шепчет мальчик. — Я его обожаю!
А Ваш ребенок катается на лошади? А вы сами?) Где найти такие занятия в России? обсудим в комментариях.