Конаныхина Анастасия Константиновна зав. кафедрой инновационного менеджмента АПО, бизнес-тренер, к.м.н., доцент
С 1 января 2018 года вступил в силу закон о телемедицине, согласно которому медицинские учреждения получили право работать с пациентами дистанционно. До начала пандемии коронавируса телемедицинские услуги активно внедряли частные клиники. В государственных медучреждениях также появлялись онлайн-площадки, где пациент мог записаться ко врачу, пройти первичный прием, получить направление на лечение в окружном центре, уточнить схему лечения или получить «второе медицинское мнение» по поводу назначенной терапии.
Число обращений пациентов в медицинские учреждения через онлайн-платформы с начала пандемии увеличился от 2 до 7 раз в зависимости от региона. На сегодняшний день общение врача и больного дистанционно является распространенной практикой. При этом постановка диагноза, выписка рецептов и схем лечения удаленно запрещена законом, поэтому большинство консультаций, проводимых в онлайн-формате, подразумевает последующее посещение клиники. Согласно законодательству, телемедицинские услуги применяются для сбора, анализа жалоб пациента и данных анамнеза, оценки эффективности лечения и диагностики, наблюдения за изменениями состояния пациента, принятия решения о необходимости посещения медицинского учреждения, для корректировки назначенного лечения.
После снятия ограничений, связанных с коронавирусной инфекцией, телемедицина будет стремительно наращивать темпы развития. К 2025 году планируется перевести на удаленный формат 85% первичных обращений в государственные учреждения через сервис «телемед». При этом, работающим дистанционно специалистам стоит пройти инструктаж по работе с онлайн-платформой, чтобы во время консультации беспрепятственно пользоваться всеми сервисами системы: виртуальным кабинетом, чат-ботами, элементами удаленного мониторинга и диагностики.
1. Пандемия определила скорость развития технологий в медицинской сфере. Онлайн консультации востребованы и будут востребованы в дальнейшем еще больше. Консультируют специалисты всех специальностей, включая косметологию и др.
2. Не снизится. Жизнь молодого поколения не разрывно связана с информационными технологиями. Телемедицина будет только набирать обороты.
3. Будем говорить так – по полису ОМС можно получить консультацию.
4. Электронные рецепты пока в некоторых областях в тестовом режиме.
5. Доп.квалификакацию получать не нужно, нужно пройти инструктаж по ведению телемедицински х консультаций.