ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ-ГРАЖДАНИНА,
ПАТРИОТА ОТЕЧЕСТВА
Научная статья
Амурская О.В.1, *, Стрелкова Я.А.2, Комарова И.Г. 3, Тарасова С.И.4
4 ORCID: 0000-0003-2695-3419;
1, 2, 3, 4 Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород, Россия
* Корреспондирующий автор (amurskaya[at]bsu.edu.ru)
Аннотация
Цель исследования: содействовать формированию ценностных ориентаций у будущего учителя в рамках учебного курса «Педагогика». Задачи исследования: изучить и проанализировать различные аспекты гражданско-патриотического воспитания в современной отечественной науке и общественной практике воспитания; рассмотреть конкретные виды и формы аудиторной и внеаудиторной деятельности гражданско-патриотической направленности в рамках учебного курса «Педагогика» по формированию ценностных ориентаций у будущего учителя. Методы исследования: теоретический обзор научной литературы, обобщение авторского педагогического опыта. Возможности практического применения: в условиях переосмысления отношения, поиска нового подхода профессиональной школы к гражданско-патриотическому воспитанию авторы подробно демонстрируют практические возможности учебного курса «Педагогика» в формировании ценностных ориентаций у будущего учителя.
Ключевые слова: гражданско-патриотическое воспитание, формирование ценностных ориентаций у будущего учителя, учебный курс «Педагогика», виды и формы деятельности гражданско-патриотической направленности.
VALUE SYSTEM FORMATION IN FUTURE TEACHER, CITIZEN, PATRIOT OF MOTHERLAND
Research article
Amurskaya O.V.1, *, Strelkova Y.A.2, Komarova I.G.3, Tarasova S.I.4
4 ORCID: 0000-0003-2695-3419,
1, 2, 3, 4 Belgorod State University, Belgorod, Russia
*Corresponding author (amurskaya[at]bsu.edu.ru)
Abstract
The primary goal of this study is to promote the formation of a value system for a future teacher in the framework of the Pedagogy training course.
The research objectives are as follows: To study and analyze various aspects of civic-patriotic education in modern domestic science and social education practice; to consider specific types and forms of class and extracurricular activities of a civic-patriotic orientation within the framework of the Pedagogy training course on the formation of value orientations for a future teacher. The research methods are a theoretical review of scientific papers and the generalization of the author’s pedagogical experience.
Possibilities of practical application: this work can be applied in the context of rethinking attitudes, searching for a new approach of a professional school to civic-patriotic education, the authors demonstrate in detail the practical capabilities of the Pedagogy training course in the formation of the value system for a future teacher.
Keywords: civic-patriotic education, the formation of value orientations for the future teacher, the Pedagogy training course, types and forms of civic-patriotic activities.
Введение
В условиях перехода Российской Федерации к реализации новых приоритетов и перспектив научно-технологического развития, обеспечению устойчивого, динамичного и сбалансированного развития возникла объективная потребность государства и социума в подготовке высококвалифицированных специалистов, готовых проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе общечеловеческих ценностей. Вместе с тем, очевидно, профессиональная школа нуждается как в современной системе гражданско-патриотического воспитания, составляющей профессиональной подготовки будущих специалистов, так и в новом подходе к самому процессу гражданско-патриотического воспитания молодого поколения.
В рамках исследования, при оперировании основными понятиями, согласно авторской позиции, будем исходить из того, что:
1) гражданско-патриотическое воспитание – это есть целенаправленный процесс формирования ценностных установок, ценностных ориентаций и поведенческих навыков у будущего учителя, готового к проявлению гражданско-патриотической позиции, демонстрированию осознанного поведения на основе общечеловеческих ценностей;
2) ценностную ориентацию рассматриваем как систему ценностных установок, которые предполагают осознание личностью своей внутренней позиции и выражаются в готовности личности к деятельности в соответствии с определенными ценностями;
3) ориентация, в представлении авторов, есть предпочтительное направление личности на те или иные ценности, как совокупности социальных установок (сложившихся представлений личности о значении вещей и явлений, имеющих место быть в природе и обществе).
Цель исследования: содействовать формированию ценностных ориентаций у будущего учителя в рамках учебного курса «Педагогика».
Задачи исследования
- изучить и проанализировать различные аспекты гражданско-патриотического воспитания в современной отечественной науке и общественной практике воспитания;
- рассмотреть конкретные виды и формы аудиторной и внеаудиторной деятельности гражданско-патриотической направленности в рамках учебного курса «Педагогика» по формированию ценностных ориентаций у будущего учителя.
Обсуждение результатов исследования
Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся является неотъемлемой частью образовательного процесса, подготовки молодого поколения в профессиональной школе.
Обзор педагогической, философской, социологической и психологической литературы показал, что в современной отечественной науке и общественной практике изучены и проанализированы различные аспекты гражданско-патриотического воспитания. Предметом исследования ученых выступают:
– сущность и значение понятий: «патриотизм», «патриотическое воспитание» [10], [18], [34], «гражданско-патриотическое воспитание» [21], «патриотическая позиция»[23], «гражданско-патриотическая позиция» [25], «гражданское сознание» [6], «гражданско-патриотическое сознание»[5];
– историко-педагогический анализ проблемы патриотического воспитания [29], особенности организации государственно-патриотического воспитания в советский период и на современном этапе [16];
– особенности проявления патриотизма в условиях новой общественно-политической ситуации [26],[27];
– вопросы модернизации гражданско-патриотического воспитания [1], [17], [28];
– цели, задачи и принципы патриотического воспитания [7], организация работы по патриотическому воспитанию [32];
– особенности патриотического воспитания: в отдельных его направлениях – экспедиционно-поисковой деятельности [12], военно-патриотической подготовке [13], клубном военно-патриотическом воспитании [3], культуре безопасности жизнедеятельности [24]; в условиях – училища олимпийского резерва [11], суворовского военного училища [4], гимназии [30], студенческого общественного объединения [15], детско-юношеского движения [8], дополнительного образования [9], инклюзивного обучения [2], со студентами «группы риска» [14];
– структура и содержание критериев и показателей оценки динамики гражданско-патриотического воспитания [19], основы методики оценки результатов патриотического воспитания [22].
Проведенный обзор научной литературы подтвердил, что в современной педагогической теории и практике сформировалась объективная потребность в переосмыслении отношения профессиональной школы к гражданско-патриотическому воспитанию; в поиске нового подхода к формированию ценностных ориентаций у будущего учителя.
Учебный курс «Педагогика» располагает большими практическими возможностями по формированию ценностных ориентаций у будущего учителя-гражданина, патриота Отечества.
Так, традиционно, в преддверии празднования Дня Победы в Великой Отечественной войне, для студентов первого курса факультета физической культуры педагогического института, проводятся тематические занятия по педагогике. В ходе подготовки и активного участия обучающиеся погружаются в конструктивные виды и формы аудиторной и внеаудиторной деятельности гражданско-патриотической направленности -патриотическая гостиная, военно-патриотические чтения с элементами дискуссии, «круглый стол», путешествие по аллеям памятных мест военного лихолетья и др.
Готовясь к занятию в форме патриотической гостиной, студенты самостоятельно определяют форму участия: выполнение поисково-исследовательской работы; оформление странички сайта «Бессмертный полк»; составление текста письма-обращения к прадеду; подготовка, оформление и представление истории прадедов и дедов. В ходе подготовки студенты обращаются к истории своей семьи, «раскрывают» семейные архивы, беседуют с родственниками, анализируют электронные базы ОБД «Мемориал» и «Подвиг народа».
1-я часть занятия проходит в форме групповой деятельности – «Презентация Георгиевской ленточки». Студентам предлагается в форме свободных высказываний описать роль Георгиевской ленточки в жизни человека, зачем она нужна для человечества, какие отношения несет сама в себе, выразить личное отношение к Георгиевской ленточке.
Во 2-й части занятия каждый студент имеет возможность представить историю своего деда или прадеда, поделиться ассоциациями и личными воспоминаниями прадедов, дедов о той самой кровавой, жестокой и беспощадной войне. Каждая история заставляет студентов замирать от восторга и любопытства, не сдерживать слез, проникнуться историей своего товарища. Кроме того, студенты защищают проекты «Я помню! Я горжусь!».
Логическим завершением занятия выступает рефлексия в форме «Заверши высказывание: «Спасибо деду, что я живу…»
Военно-патриотические чтения с элементами дискуссии, посвященные Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне, начинаются с просмотра хроникально-документального фильма «Горсть песка» (1975 год, автор Виктор Дашук). Монолог Акулины Семёновны Ивановой, чудом выжившей во время карательной операции фашистов в деревне Рудня Витебской области, оказывает сильнейшее эмоциональное воздействие на студентов. После просмотра ребята в форме свободных высказываний выражают свои мысли, чувства и переживания по поводу истории, изложенной героиней фильма.
В ходе чтений студенты выступают с сообщениями, содержание которых отражают тяготы военного времени. Так, в сообщении «Белгородчина в годы военного лихолетья», повествуется о том, какие трудности пришлось пережить народу, какой ущерб нанесла война Белгороду и Белгородскому краю. Студенты с гордостью и горечью делятся семейными реликвиями – историями, которые пережили бабушки и дедушки в годы войны. Выступающие обращаются к однокурсникам с призывом учиться у ветеранов, переживших военное время, радоваться каждому дню, каждому лучику солнца, всему тому, что нас окружает в мирное время. Студенты-слушатели активно включаются в обсуждение прослушанных сообщений и сами делятся рассказами своих дедов-прадедов, их воспоминаниями о той кровавой, жестокой и беспощадной войне. Каждая история вызывает эмоциональный отклик, затрагивает струны души, заставляет студентов ещё и ещё раз задуматься и попытаться осознать, как нелегко было нашим дедам и прадедам, как много они сделали для того, чтобы мы все жили в радости и под мирным небом.
В завершении чтений в ходе рефлексии студенты в произвольной форме выражают благодарность ветеранам за мужество, отвагу и стойкость, проявленные в сражениях Великой Отечественной войны, и обращаются к современникам с призывом беречь это великое достояние человечества – мирную жизнь.
Участвуя во взаимодействии (формат проведения – «круглый стол») по теме «Нет в России семьи такой, где бы ни памятен был свой герой…», студенты в различных формах (рассказ, презентация, видеоролик, письмо-обращение к ветерану, подбор стихотворения, музыкального сопровождения) повествуют о совершенных подвигах, бесценном вкладе в дело Великой Победы над германскими фашистами своих родственников. Каждое из сообщений воспринимается студентами до глубины души, вызывает эмоциональный подъем, чувство огромной гордости и радости за тех, кто защищал Родину, кто боролся не только за жизнь своих родных и близких, но и за жизни всего советского народа, народов Европы.
Заключение
В условиях переосмысления отношения, поиска нового подхода профессиональной школы к гражданско-патриотическому воспитанию практические возможностями учебного курса «Педагогика» в формировании ценностных ориентаций гражданина-патриота у будущего учителя неоспоримы. Подготовка и проведение тематических занятий в рамках учебного курса «Педагогика» создают условия для присвоения будущими педагогами своей исторической «данности»; развития ощущения своего сопричастия к великому историческому прошлому нашей страны, глубокого чувства привязанности к родному краю, своей Родине, ее истории, к народу, его традициям, устоям. Формат учебных занятий позволяет обучающимся включаться в конструктивные виды и формы аудиторной и внеаудиторной деятельности гражданско-патриотической направленности. Участие в такой деятельности, бесспорно, содействует формированию ценностных ориентаций у будущего учителя-гражданина, патриота Отечества.
Конфликт интересов
Не указан. |
Conflict of Interest
None declared. |
Список литературы / References
- Акберова А.Г. К вопросу о модернизации системы патриотического воспитания учащейся молодежи / А.Г. Акберова // Среднее профессиональное образование. — 2012. — № 6. — С.47-48.
- Акиндинова И.А. Отношение к Отечеству в системе ценностей первокурсников колледжа, реализующего концепцию инклюзивного обучения / И. А. Акиндинова, Н. А. Искра // Среднее профессиональное образование. — 2017. — № 10. — С. 17-20.
- Баранов А.В. Особенности системы клубного военно-патриотического воспитания молодежи / А. В. Баранов// Среднее профессиональное образование. — 2011. — № 1. — С.21-23.
- Бурцев Е.Н. Формирование патриотизма у воспитанников суворовского военного училища / Е. Н. Бурцев // Среднее профессиональное образование. — 2014. — № 9. — С.21-26.
- Быков А. К. Гражданско-патриотическое сознание как показатель социального здоровья подрастающего поколения [Электронный ресурс] / А. К. Быков// Образовательные ресурсы и технологии. — 2014. — № 3 (6). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/grazhdansko-patrioticheskoe-soznanie-kak-pokazatel-sotsialnogo-zdorovya-podrastayuschego-pokoleniya (дата обращения: 01.03.2020).
- Верова Г. М. Формирование у студентов гражданского сознания в ходе патриотического воспитания / Г. М. Верова// Среднее профессиональное образование (приложение). — 2012. — № 9. — С. 137-144.
- Гасанов З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан / З.Т. Гасанов // Педагогика. — 2005. — № 6. — С. 59-63.
- Гигорова В. К. Во славу Отечества: о патриотическом воспитании в детско-юношеском движении / В. К. Григорова, Е. Н. Зыкова, Н. И. Дудкина // Среднее профессиональное образование. — 2014. — № 9. — С. 18-21.
- Григоров В.К. Патриотическое воспитание молодежи в условиях дополнительного образования / В. К. Григорова, Е. Н. Зыкова, Н. И. Дудкина // Среднее профессиональное образование. — 2015. — С.8-11.
- Гошева Т.М. Патриотическое воспитание студентов колледжа: размышления куратора студенческой группы / Т. М. Гошева // Среднее профессиональное образование (приложение). — 2014. — № 7. — С. 98–103.
- Егорова О. В. Воспитание у студентов училища олимпийского резерва ценностных основ патриотизма / О. В. Егорова// Среднее профессиональное образование (приложение). — 2011. — № 2. — С. 151-159.
- Жаворонко И. Я. Значение экспедиционно-поисковой деятельности в патриотическом воспитании студентов техникума / И. Я. Жаворонко// Среднее профессиональное образование. — 2011. — № 9. — С. 16-20.
- Жердев В. В. Преемственность военно-патриотической подготовки в профессиональных учебных заведениях / В. В. Жердев// Среднее профессиональное образование. — 2010. — № 6. — С. 46-47.
- Жердецкая Л. В. Патриотическое воспитание как реформа работы со студентами «группы риска» / Л. В. Жердецкая// Среднее профессиональное образование (приложение). — 2010. — № 5. — С. 150-157.
- Залакаев Ф.Н. Роль студенческого общественного объединения в формировании гражданина-патриота: теоретико-практический аспект / Ф. Н. Залакаев, М. А. Шуленкова // Среднее профессиональное образование. — 2017. — № 10. — С. 12-16.
- Зинькевич Р. В. Особенности организации государственно-патриотического воспитания в советский период и на современном этапе развития российской государственности / Р. В. Зинькевич // Среднее профессиональное образование. — 2015. — № 3. — С. 21-25.
- Золотарева А.В. Компетентностный подход в реализации гражданско-патриотического воспитания школьников / А.В.Золотарева, Е.И. Чешуина //Ярославский педагогический вестник. — 2015. — № 5. — С. 35-41.
- Калмыков М. М. Патриотическое воспитание студентов колледжа / М. М. Калмыков// Среднее профессиональное образование (приложение). — 2010. — № 11. — С. 147-151.
- Климин К.А. Критерии и показатели оценки динамики формирования гражданско-патриотических ценностей у студентов [Электронный ресурс] // Приволжский научный вестник. — 2012. — № 2 (6). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriterii-i-pokazateli-otsenki-dinamiki-formirovaniya-grazhdansko-patrioticheskih-tsennostey-u-studentov (дата обращения: 01.04.2020).
- Кострова Г.Л. Значение патриотического воспитания студентов системы СПО / Г. Л. Кострова, К. В. Степанова // Среднее профессиональное образование. — 2017. — № — С. 7-11.
- Лазарева И.Ю. Гражданско-патриотическое воспитание в колледже / И. Ю. Лазарева// Среднее профессиональное образование (приложение). — 2010. — № 12. — С. 135-145.
- Лутовинов В.И. Критерии и показатели оценки результатов работы по военно-патриотическому воспитанию / В. И. Лутовинов // Молодежь и общество. — 2008. — № 1. — С. 69-78.
- Лыкова Т.Р. Структура патриотической позиции [Электронный ресурс] / Т. Р. Лыкова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20593 (дата обращения: 23.03.2020).
- Мальгин Е. Л. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности студентов как направление патриотического воспитания / Е. Л. Мальгин, Е. Г. Шеметова // Среднее профессиональное образование. — 2016. — № 1. — С.9-12.
- Метелев С. Е. Формирование гражданско-патриотической позиции специалиста основа процветания государства [Электронный ресурс] / С. Е. Метелев, С. В. Ефимов // СТЭЖ. — 2011. — №14. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-grazhdansko-patrioticheskoy-pozitsii-spetsialista-osnova-protsvetaniya-gosudarstva (дата обращения: 01.12.2019).
- Мониава Л. Г. Культура патриотизма – основа жизнеспособности поколений XXI века / Л. Г. Мониава // Среднее профессиональное образование. — 2010. — № 4. — С. 33-36.
- Мурзин А. И. Концептуальные основы российского патриотизма: понятие и сущность [Электронный ресурс] / А. И. Мурзин // Аналитика культурологии. — 2006. — № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-osnovy-rossiyskogo-patriotizma-ponyatie-i-suschnost (дата обращения: 01.05.2020).
- Резер Т. М. О необходимости разработки концепции гражданско-патриотического воспитания подростков / Т. М.Резер, В. В. Сулимин // Среднее профессиональное образование. — 2014. — № 8. – С. 52-54.
- Ряхов Д. Г. Историко-педагогический анализ проблемы патриотического воспитания в образовании / Д. Г. Ряхов // Среднее профессиональное образование. — 2007. — № 6. — С. 12-14.
- Сорокина Е. Н. Модель системы гражданско-патриотического образования и воспитания в условиях гимназии / Е. Н. Сорокина //Информ-образование. — 2016. — Выпуск 1. — С.106-120.
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года / распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва. // Российская газета. – 2015. – 8 июня. – Режим доступа:http://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html.
- Тимакова Н. Г.Организация работы по патриотическому воспитанию учащейся молодежи / Н. Г. Тимакова// Среднее профессиональное образование . — 2011. — № 6. — С. 41-43.
- Тимакова Н. Г.Патриотическое воспитание студенческой молодежи / Н. Г. Тимакова// Среднее профессиональное образование. — 2011. — № 5. — С. 24-25.
- Шуберт Ю. Ф. Что такое патриотизм и патриотическое воспитание / Ю. Ф. Шуберт, М. М. Феоктистова // Среднее профессиональное образование. — 2011. — № 8. — С. 29-32.
Список литературы на английском языке / References in English
- Akberova A. G. On the issue of modernization of the system of patriotic education of students / A. G. Akberova // Secondary vocational education. – 2012. – No. 6. – P.47-48. [in Russian]
- Akindinova I.A. Attitude to the Fatherland in the value system of freshmen of the college implementing the concept of inclusive education / I.A. Akindinova, N.A. Iskra // Secondary vocational education. – 2017. – No. 10. – P. 17-20. [in Russian]
- Baranov A.V. Features of the system of club military-patriotic education of youth / A.V. Baranov // Secondary vocational education. – 2011. – No. 1. – P.21-23. [in Russian]
- Burtsev E. N. Formation of patriotism among pupils of the Suvorov military school / E. N. Burtsev // Secondary vocational education. – 2014. – No. 9. – P. 21-26. [in Russian]
- Bykov A. K. Civil-patriotic consciousness as an indicator of the social health of the younger generation [Electronic resource] / A. K. Bykov // Educational resources and technologies. – 2014. – No. 3 (6). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/grazhdansko-patrioticheskoe-soznanie-kak-pokazatel-sotsialnogo-zdorovya-podrastayuschego-pokoleniya (accessed: 01.03.2020). [in Russian]
- Verova G. M. Formation of students’ civic consciousness during patriotic education / G. M. Verova // Secondary vocational education (appendix). – 2012. – No. 9. – P. 137-144. [in Russian]
- Hasanov Z. T. Purpose, tasks and principles of patriotic education of citizens / Z.T. Hasanov // Pedagogy. – 2005. – No. 6. – P. 59-63. [in Russian]
- Gigorova V. K. For the glory of the Fatherland: on patriotic education in the youth movement / V. K. Grigorova, E. N. Zykova, N. I. Dudkina / / Secondary vocational education. – 2014. – No. 9. – P. 18-21. [in Russian]
- Grigorov V.K. Patriotic education of youth in the conditions of additional education / V.K. Grigorova, E.N. Zykova, N.I. Dudkina // Secondary vocational education. – 2015. – P.8-11. [in Russian]
- Gosheva T. M. Patriotic education of college students: thoughts of the curator of the student group / T. M. Gosheva // Secondary vocational education (appendix). – 2014. – No. 7. – P. 98–103. [in Russian]
- Egorova O. V. Education of students of the Olympic reserve school of the value foundations of patriotism / O. V. Egorova // Secondary vocational education (appendix). – 2011. – No. 2. – P. 151-159. [in Russian]
- Zhavoronko I. Ya. The value of expeditionary-search activity in the patriotic education of college students / I. Ya. Zhavoronko // Secondary vocational education. – 2011. – No. 9. – P. 16-20. [in Russian]
- Zherdev VV Continuity of military-patriotic training in vocational schools / VV Zherdev // Secondary vocational education. – 2010. – No. 6. – P. 46-47. [in Russian]
- Zherdetskaya L. V. Patriotic education as a reform of work with students of the “risk group” / L. V. Zherdetskaya // Secondary vocational education (appendix). – 2010. – No. 5. – P. 150-157. [in Russian]
- Zalakaev F.N. Role of student public association in the formation of a citizen-patriot: theoretical and practical aspect / F.N. Zalakaev, M.A. Shulenkova // Secondary vocational education. – 2017. – No. 10. – P. 12-16. [in Russian]
- Zinkevich R.V. Features of the organization of state-patriotic education in the Soviet period and at the present stage of development of Russian statehood / R.V. Zinkevich // Secondary vocational education. – 2015. – No. 3. – P. 21-25. [in Russian]
- Zolotareva A. V., Cheshuina E. I. Competency-based approach to the implementation of civil-patriotic education of schoolchildren // Yaroslavl Pedagogical Bulletin. – 2015. – No. 5. – P. 35-41. [in Russian]
- Kalmykov M. M. Patriotic education of college students / M. M. Kalmykov // Secondary vocational education (appendix). – 2010. – No. 11. – P. 147-151. [in Russian]
- Klimin K. A. Criteria and indicators for assessing the dynamics of the formation of civic-patriotic values in students [Electronic resource] // Volga Scientific Bulletin. – 2012. – No. 2 (6). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriterii-i-pokazateli-otsenki-dinamiki-formirovaniya-grazhdansko-patrioticheskih-tsennostey-u-studentov (accessed: 01.04.2020). [in Russian]
- Kostrova G. L. The value of patriotic education of students of the system of vocational education / G. L. Kostrova, K. V. Stepanova // Secondary vocational education. – 2017. – No. 10. – P. 7-11. [in Russian]
- Lazareva I. Yu. Civil-patriotic education in college / I. Yu. Lazareva // Secondary vocational education (appendix). – 2010. – No. 12. – P. 135-145. [in Russian]
- Lutovinov V. I. Criteria and indicators for evaluating the results of work on military-patriotic education / V. I. Lutovinov // Youth and society. – 2008. – No. 1. – P. 69-78. [in Russian]
- Lykova T. R. The structure of the patriotic position / T. R. Lykova // Modern problems of science and education. – 2015. – No. 4. URL: http://www.science-education.ru/en/article/view?id=20593 (accessed: 03.23.2020). [in Russian]
- Malgin E. L. The formation of a safety culture of students as a direction of patriotic education / E. L. Malgin, E. G. Shemetova // Secondary vocational education. – 2016. – No. 1. – P.9-12. [in Russian]
- Metelev S. E. Formation of the civil-patriotic position of a specialist as the basis for the prosperity of the state / S. E. Metelev, S. V. Efimov // STEZh. – 2011. – No. 14. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-grazhdansko-patrioticheskoy-pozitsii-spetsialista-osnova-protsvetaniya-gosudarstva (accessed: 01.12.2019). [in Russian]
- Moniava L. G. Culture of patriotism – the basis of the viability of generations of the XXI century / L. G. Moniava // Secondary vocational education. – 2010. – No. 4. – P. 33-36. [in Russian]
- Murzin A. I. Conceptual foundations of Russian patriotism: concept and essence [Electronic resource] / A. I. Murzin // Analytics of Cultural Studies. – 2006. – No. 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-osnovy-rossiyskogo-patriotizma-ponyatie-i-suschnost (accessed: 05/01/2020). [in Russian]
- Rezer T. M. On the need to develop the concept of civic-patriotic education of adolescents / T. M. Rezer, V.V. Sulimin // Secondary vocational education. – 2014. – No. 8. – P. 52-54. [in Russian]
- Ryakhov D. G. Historical and pedagogical analysis of the problem of patriotic education in education / D. G. Ryakhov // Secondary vocational education. – 2007. – No. 6. – P. 12-14. [in Russian]
- Sorokina E. N. Model of the system of civil-patriotic education and upbringing in a gymnasium / E. N. Sorokina // Inform-education. – 2016. – Issue 1. – P.106-120. [in Russian]
- Strategy for the development of education in the Russian Federation for the period until 2025 / Decree of the Government of the Russian Federation of May 29, 2015 No. 996-r, Moscow. // Russian newspaper. – 2015. – June 8. – Access mode: http://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html. [in Russian]
- Timakova N. G. Organization of work on the patriotic education of students / N. G. Timakova // Secondary vocational education. – 2011. – No. 6. – P. 41-43. [in Russian]
- Timakova N. G. Patriotic education of students / N. G. Timakova // Secondary vocational education. – 2011. – No. 5. – P. 24-25. [in Russian]
- Schubert Yu. F. What is patriotism and patriotic education / Yu. F. Schubert, M. M. Feoktistova // Secondary vocational education. – 2011. – No. 8. – P. 29-32. [in Russian]